Суббота, 20.04.2024, 15:39

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.)

История деревень Узденщины. Кухтичи

История Кухтичей

Известны с XVI в. как владение Ковечинских. Были главной усадьбой имения, к которому относилась и Узда. Потом принадлежали князьям Горским.

В 1690 г. от Барбары Горской Кухтичи перешли Аполлонии Завише и на протяжении почти двух столетий принадлежали этому роду герба Лебедь, известному с XV в.



Усадьбу создавал генерал Казимир Завиша, женатый на Анне Липской. В 1798 г. он построил в Кухтичах деревянный костел в форме креста с башней. Затем владелицей имения стала его дочь Валерия, вышедшая замуж за троюродного брата Тадеуша Завишу.

Последним владельцем (по мужской линии) был их сын Ян Казимир Завиша-Кежгайло, женатый на Марии Хвилицкой. Ян Казимир известен как археолог по раскопкам местного городища в 1868-1869 гг. на острове среди болот около д. Олеховка, в 1871 г. - на озере Свитязь, где им было выявлено одно из древнейших поселищ на Беларуси.

Располагал большими археологическими сборами, коллекциями монет и медалей. Духовность родителей, их любовь к родной земле, интерес к ее истории, культуре передались дочерям. Дочери Мария Ева и Мария Магдалена получили прекрасное образование и воспитание. Дома и с местным населением они разговаривали на белорусском языке. Привязанность к земле отцов и дедов усилилась с возрастом. В 1912 г. в газете "Минское русское слово" графиня Мария Магдалена Радзивилл подчеркнула: "Считаю себя белоруской, происхождения литовского".


После смерти Яна Казимира Кухтичи вместе с имением Жорновцы отошли к Марии Магдалене. В 1882 г. она стала женой графа Людвига Крысинского (1833-1895), предприимчивого хозяина, увлеченного коневодством, живописью, сбором антиквариата и общественной деятельностью. Граф был основателем филиала Петербургского товарищества поддержки российской промышленности и сельского хозяйства в Польше. После смерти Людвига к отцовским владениям Марии Магдалены присоединились владения мужа в Польше. Молодая графиня занимается филантропией, выделяет средства на строительство костела по улице Монюшко в Варшаве; в Минске на госпиталь товарищества благотворительности, приют Маврикия Черноцкого, детские приюты и пр.

В 1906 г. владелица Кухтич становится женой молодого князя Николая Вацлава Радзивилла (1880-1914), отличившегося особым мужеством в англо-бурской и русско-японской войнах. Венчание состоялось в Лондоне, в королевской часовне.



Новый владелец поселился в Кухтичах, увлекся собиранием фольклора и поддержал меценатскую и фундаторскую деятельность жены. В своих владениях (Кухтичах, Калинке и Узде) супруги открывают и финансируют школы, организуют товарищества трезвости.

Мария оказывает финансовую помошь студентам Виленского университета, белорусским католикам, частично финансирует Друйский монастырь отцов марианов, строительство интерната семинаристов в Вильно, белорусского коллегиума в Риме; строит костел для литовских католиков в Лондоне.

В 1914 г. в Восточной Пруссии погибает ее муж. Все хозяйственные заботы ложатся на плечи вторично овдовевшей Марии Магдалены. Вместе с тем она все больше начинает заниматься политической деятельностью, сближается с Романом Скирмунтом, Эдвардом Войнилловичем, Вацлавом Ивановским, Александром Власовым, Иваном и Антоном Луцкевичами.

Мария разделяет их взгляды, поддерживает материально. В 1918 г. она объявила себя гражданкой БНР. Жить в Кухтичах ей уже не пришлось. В этом было отказано в 1919 г. Свой век графиня доживала в монастыре доминиканок в Швейцарии. И в старости она не утратила интереса к родной земле, продолжала финансировать белорусские организации на территории Польши, построила две школы для еврейских детей в Варшаве.

Усадьбу в Кухтичах, на террасе реки Уздянка, заложил на рубеже ХVIII-ХIХ вв. прадед Марии Магдалены Казимир. Имение включало фольварки Каменка, Уздянка, Зосим, Слободка и др. Казимир содействовал развитию местной промышленности. Около деревни Задобричье в начале XIX в. начал действовать железообрабатываюший завод, где изготавливались сельскохозяйственные орудия (сошники, косы, серпы). Большой двор с дворцом отличался особым блеском и был открыт для многочисленных гостей. Позже усадьба расширялась, изменялась, с чем связаны трудности анализа ее планировки.

О былом величии усадьбы свидетельствует въездная аллея, которая начинается далеко в поле. На этой оси расположена необычайно широкая (до 16 м) трехрядная главная аллея усадьбы с въездной брамой. Она пересекает усадьбу и выводит на мост через реку. Вдоль аллеи вытянут прямоугольный парк, за ним следует парадный двор с дворцом. Завершается ось хозяйственным двором.

Дворцовый ансамбль состоял из трех одноэтажных зданий: главного корпуса и двух боковых флигелей, расположенных симметрично и соединенных с корпусом колоннадными галереями (боковые флигеля сохранились). Ансамбль обращен в сторону, противоположную парадному въезду. Повышенная средняя часть дворца была подчеркнута портиком на четырех дорических колоннах с треугольным фронтоном. По краям с тыла выступали боковые крылья, придавая постройке в плане вид подковы. Афтанази предполагает, что автором ансамбля являлся архитектор Карло Спампани.

Комнаты, салоны дома украшали лепнина, дубовые панели, старинная дорогая мебель, художественные собрания раннего времени. Имелся богатый архив. В большой оранжерее выращивались разные цветочные и экзотические растения.

Флигеля одинаковые, в плане прямоугольные, с анфиладной планировкой и регулярным членением стен оконными проемами. Сочетают формы классицизма с местными приемами бутового строительства. Главный фасад выделен четырехколонным массивным портиком дорического ордера с треугольными плоскими фронтонами, которые украшены сухариками. Стены бутовые, известка заполнена крупным шебнем, расчленены оштукатуренными пилястрами, окна обрамлены рустованными наличниками, углы оформлены лопатками, в которые вкраплен черный щебень. Фриз с черными (шебневыми) метопами и триглифами. Крыша четырехскатная, под ней проходит пояс сухариков.



Как видно из рисунка Орды, перед дворцом простирался большой газон с кругом в центре, охваченный по периметру липовыми аллеями. Одиночно росли тополя черные. Парковый фасад зданий обвивал виноград пятилисточковый девичий. По бокам и с тыла дворец окружал ландшафтный парк с разнообразным древостоем. Не исключено, что первоначальная планировка его могла быть регулярной. Парк небольшой, около 3 га.

Имеет старый, примерно двухсотлетний, древостой. Преобладает липа. Деревья образовывали в прошлом сложный рисунок, возможно, лабиринт. Растут также очень высокие 30-метровые клены, дубы. Почти выпал в последнее время вяз, пораженный голландской болезнью. Из числа интродуиентов сохранилась одиночно сосна веймутова. По типу лесных культур подсажен тополь гибридный. Парк овеян легендами о подземном ходе к костелу и в Узду, о большом кладе монет. В углу парка насыпан видовой холм. По преданию, это место захоронения любимой собаки хозяина.

На хозяйственном дворе сохранились мельница, конюшня и амбар. Внимания заслуживает здание старинной мельницы. В плане прямоугольный объем (30х15 м) высотой в полтора этажа. Стены у основания толщиной 1,2м, сложены из крупных валунов с вкраплениями разноцветного шебня в известь. Углы отделаны рустом с рамкой из красного, в середине из черного щебня. Стены прорезаны оконными проемами; вход - в глухой торцовой стене. К глухой продольной восточной стене объема примыкает более низкий корпус (16х7,5 м).

К западной, наиболее высокой стене мельницы почти вплотную подходил большой водоем, узнаваемый теперь по старым, более чем вековым ивам с экзотическими толстыми, свисающими до земли ветвями. Этот, а также расположенный рядом другой водоем (его ложе теперь служит огородом) наполнялись водой канала, который, начинаясь от реки Уса (в месте ее пересечения с дорогой Узда-Могильно), шел вдоль западной границы усадьбы до водоемов (накопителей). Вода поступала на турбину мельницы, а затем отводилась в Уздянку. Таким путем канал (около 3 км) соединял две реки.

Эта водная система строилась, видимо, при Казимире, но идеи создания улучшенного транспортного водного пути бытовали здесь еще в XVI в. Известно, что Матвей Ковечинский в 1567 г. обращался к Жигимонту Августу за разрешением построить в своем имении на реках Уса и Узда порт, через который "витины и всякие товары лесные ходити могли". Король разрешил эти реки выпрямить "вплоть до самого устья Немана".

Качеством исполнения, большими размерами (57х18м) выделяется на хозяйственном дворе конюшня, сложенная из крупных камней с закладкой в известковую связку шебня и шлака. Крыша здания четырехскатная, фронтоны кирпичные, вероятно, более позднего времени. Полностью перестроена фасадная стена, вырублены новые большие дверные проемы. Используется под мастерские.

Часть усадьбы с другой стороны аллеи служила в основном садом. Теперь застроена административными зданиями, обшежитиями. Среди старых деревьев в наиболее приподнятой части усадьбы расположен храм конца XVI в. Позднее, с начала XIX в., он служил усадебной каплицей, несет характерные черты храма-крепости, имеет сложный план. Под алтарем располагалась крипта, в которой покоился муж Марии Магдалены. В XIX в. Завишей хоронили в родовой каплице на кладбище в Узде.



Интерьер храма имел классицистический облик, который сформировался в период строительства усадьбы. Украшением храма занимался известный резчик скульптор Кароль Ельский.



Скромный, но архитектурно выразительный и величественный кальвинистский сбор символизировал силу протестантизма. Демократические элементы этой религии стимулировали развитие национальной культуры, образования, книгопечатания на белорусском языке. Кальвинизм нашел немало сторонников, среди которых был род Ковечинских, владельцев Кухтич. Матвей Ковечинский, несвижский староста, образованнейший человек своего времени, окончил Виттенбергский университет в Германии, хорошо владел несколькими языками, вел просветительскую деятельность на Беларуси. После закрытия Радзивиллом Сироткой типографии в Несвиже последние листы "Катехизиса" на белорусском языке печатались, возможно, в Кухтичах. Братья Матвея Гектор и Альбрехт Ковечинские, которые жили в то время в Узде, написали посвящение к этому изданию.

Источник:
А.Т. Федорук
Старинные усадьбы Минского края
Минск, Полифакт-Лекция, 2000

Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (19.04.2013)
Просмотров: 2181 | Теги: Мария Магдалена Радзивилл, Николай Радзивилл, Узденщина, История деревень Узденщины, выток нёмана, Кухтичи, Исток Немана, Ян Казимир Завиша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz