Известные мастера Узденщины. Максим Ходанович, кузнец-реставратор
Музыки стальной мотив
...Пришло это всё как-то само собой: нигде ремеслу Максим Ходанович специально не учился, с мастерами не общался, кузнецов в роду не было: дед — первый на деревне гармонист, отец — преподаватель в музыкальной школе.
И так судьбе было угодно, чтобы минчанин «перетянул» свою молодую жену на ее малую родину — в Узду. Хотя открыть мастерскую и заняться собственным делом предложила именно Наташа.
Работа мужа художником-реставратором в музее народной архитектуры и быта в Строчице, что под Минском, особых денег в семейный бюджет не приносила. А порой так и «просила в кредит» — на реставрацию предметов из фондов.
Открытие же кузницы на территории музея, которое должно было решить проблему отсутствия мастерской для проведения таких работ, так и не состоялось.
— Мы тогда поняли: или мы и дальше будем ждать чьей-то помощи, или изменим свою жизнь сами, — вспоминает Максим. — Мы решили рискнуть — начать свое дело. В Минске это намного сложнее, поэтому выбор пал на Узду.
Наташа сказала: «Все организационные вопросы я возьму на себя».
За те два года в Строчице Максим создал две свои первые и, пожалуй, самые серьезные работы. Появились они благодаря помощи и поддержке со стороны искусствоведа Ларисы Солодкиной, которая в то время тоже работала в музее.
Именно она разглядела дар Максима и направила его в нужное русло. Познакомила с настоятелем строившегося тогда храма Святого Духа в Гатово Константином Бурыкиным. Священник искал кузнеца: нужно было изготовить крест для главного купола и решетку — для единственной в Беларуси исповедальни в православном храме.
Максим согласился взяться за работу. И сама Лариса Владимировна обсуждала с Максимом варианты креста и предлагала свои, что-то советовала.
Реставратор же изучал различные документы, просматривал альбомы в библиотеках — искал идею для воплощения в металле образа Святого Духа. «В одной из книг я увидел на кресте владимирского храма птицу — она сидела на нем сверху. Так была найдена «отправная точка», — рассказывает Максим. Лариса Владимировна помогла развить идею: Образ Святого Духа принято изображать в виде голубя, он и оказался в «сердце» восьмиконечного, традиционного для Беларуси креста — птица как бы из него вылетает.
Оригинальную идею по пластилиновому макету искусствоведа Максим воплощал в жизнь в течение полугода — работал прямо на территории церкви. А вот решетку для исповедальни уже ковал в Узде — двор дома Наташиного дяди на полтора месяца превратился в кузницу под открытым небом.
А потом в Узду перебралась вся семья. Вакансии педагога для Наташи в районном центре занятости не нашлось (кстати, оба окончили педагогический университет им. М.Танка: она — по специальности «Мировая художественная культура», он — «Физическая культура»).
Но там им посоветовали взять субсидию для открытия своего дела. Решили воспользоваться
такой возможностью. На полученные шесть миллионов приобрели самое
необходимое — сварочный аппарат и компрессор. А помещение для мастерской
— бывший гараж — арендовали у «Агропром-энерго».
Первые четыре месяца Максим работал один — двое
помощников появились позже. В августе исполнился год, как открылось их
предприятие. Клиенты у них есть по всей Беларуси.
— Набрать нужно еще человек шесть. Главное требование —
желание учиться ремеслу, которое, как говорит Максим, не такое уж и
сложное. Мы хотели бы купить немецкое кузнечное оборудование.
Оно достаточно дорогое, но зато позволяет намного увеличить объемы производства и сохранить частичку души мастера, что невозможно при работе на станочном.
А люди это чувствуют, — делится планами директор предприятия Наташа.
Самое трудное в кузнечном ремесле — придумать идею. «Бывает, что-то увидишь во сне, бывает, что-то приходит во время работы, в минуты отдыха. Кстати, о работе думаю постоянно», — улыбается Максим.
За какую бы вещь кузнец ни брался, она никогда не повторит предыдущую. «Меня больше интересует не форма, а суть — технология: как кузнецы в то далекое время могли делать свои шедевры, которые и сегодня повторить очень и очень сложно? Я стараюсь разгадать именно эту загадку. А форма — лишь полет фантазии», — рассказывает мастер. Есть у него мечта выплавить в своей мастерской дамасскую сталь или сусальное золото — это действительно очень cложно.
Проект будущего изделия всегда обсуждается вместе с заказчиком: он может принести свои наброски, тем не менее ко мнению мастера обязательно прислушается. Узденский филиал «Белагропром-банка» обратился к Ходановичу с просьбой выковать ворота, ставшие впоследствии настоящим украшением города.
Восемь комплектов столов и стульев для строящегося в деревне Зеньковичи нового кафе — тоже работы Максима. «Мог бы выковать ограду и ворота для городского парка, например. И всё это обязательно в стиле барокко — моем самом любимом», — говорит он.
А еще он мечтает о собственной мастерской. Свой очаг молодая семья планирует начать строить в ближайшее время. Кстати, ворота у них будут царские — уж Максим постарается. Пока же он работает на арендованной территории. Тем не менее, с гордостью называет ее «творческой мастерской, в которой живет Бог и у которой есть душа». Он действительно влюблен в кузнечное дело и будет им заниматься не смотря ни на что. А значит — и дальше совершенствовать свое мастерство.