Сибирячка, которая ткет белорусские народные пояса: Частенько заказывают пояса со свастикойОльга Корелина / Фото: Ольга Шукайло, FINANCE.TUT.BY
У человека, который мыслит нестандартно, готовы неожиданные
ответы на самые, казалось бы, тривиальные вопросы. В том числе на
вопрос, как заработать денег. Он особенно актуален по молодости лет,
когда хочется всего и сразу, а пути достижения желаемого просматриваются
плохо. FINANCE.TUT.BY расскажет о представителях белорусской
молодежи, отказавшихся от работы на "дядю". Они своим примером
доказывают, что хорошая идея – это половина дела, а лучшая работа – это
оплачиваемое хобби. Имя: Анна Якуш Возраст: 26 лет Дело: занимается ткачеством белорусских народных поясов с традиционным орнаментом Стартовый капитал: 20 долларов
Юноша или девушка из Беларуси, имеющий представление об истории своей
страны главным образом из школьных учебников – это, скорее, правило.
Иностранец, интересующийся белорусской культурой, – это, скорее,
исключение. Приятное. Анна Якуш сменила степные просторы
Западной Сибири на лесистую Беларусь в 2003 году. Чтобы изучать
архитектуру в Полоцком государственном университете, она проехала больше
4000 километров. И дело не в том, что в Новокузнецке, где жила Анна, не
нашлось подходящего вуза. Просто в Новополоцке живет ее бабушка.
- Было интересно пожить вдали от дома, - объясняет свое решение Анна. –
Вначале особой разницы между Россией и Беларусью я не заметила. Если не
углубляться в культуру, то жизнь тут и там очень схожа.
Рассказывая о своем "великом переселении", девушка достает из сумки
растрепанный моток ниток. Их держит некий предмет, напоминающий
деревянный "гребень". Это бердечко, и с его помощью Анна ткет пояса с
этнографическим орнаментом.
К
белорусской культуре наша собеседница-сибирячка приобщилась не сразу.
До прихода в Студенческое этнографическое общество народная тематика
была ей чужда. – На семинарах
по ремеслам нам показывали техники ткачества, – тяга к рукоделию у Анны
была еще с детства. – И пошло-поехало: сначала ты хочешь пояс, потом -
вышитую рубашку, потом красивый народный костюм. Причем, желательно,
исторически присущий твоей местности. Анна ищет глазами, к чему ей можно "привязаться" в офисе TUT.BY. Это слово не несет эмоционального оттенка, просто нитки для ткачества должны быть натянуты. С
одной стороны Анна обматывает 4-метровую заготовку вокруг талии, а с
другой закрепляет нитки на дверной ручке. Это и называется
"привязаться". Анна уверяет, что ткачество на бердечке освоить
несложно. Процесс похож на создание ткани: нити основы перетянуты нитью
утка. А бердечко все же походит на гребень своей функцией. Оно
"расчесывает" нитки, чтобы те не спутывались. Стартовый капитал Анны – 20 долларов, за которые было куплено бердечко и моток ниток. Чтобы соткать пояс на 2,5 метра, мастерице нужно
2-3 дня времени. Пока она не набила руку, на тот же труд уходило
несколько недель. Да и отвлекаться приходилось чаще, например, на
основную работу. Пополнив ряды дипломированных архитекторов в
2008 году, она успела поучаствовать в реставрации железнодорожного
вокзала в Бресте и Бобруйской крепости. Параллельно все больше
углублялась в белорусскую культуру: ездила на кирмаши и фестивали,
ходила в этнографические музеи и ткала пояса. В октябре увлечение пересилило профессию, и Анна оставила должность архитектора в Творческой мастерской "А-Дом",
чтобы попробовать, каково жить за счет продажи поясов. Зарплата 3,5
миллиона ее не остановила. Девушка оформилась как ремесленник и ежегодно
платит государству 100 тысяч рублей в виде налогов. На прожитье
остается немного - 240 долларов в месяц. - Я продаю пояс за
35-40 долларов. В месяц делаю до 6 поясов, - Анна пожимает плечами. –
Народ не готов платить те деньги, которых стоят эти вещи. В Прибалтике
такие же пояса стоят 50 евро. У меня как-то был заказ на Россию, товар
без вопросов взяли за 60 долларов. В идеале я бы и в Беларуси продавала
их за такие же деньги. Клиенты к этому действительно не готовы.
Часто это люди, не связанные с этнографией. Молодые пары, которые
заказывают национальные костюмы на свадьбу, родители, желающие приобщить
ребенка к народной культуре, подарив ему пояс и вышитую рубашку.
- Частенько приходят заказы на пояса со свастикой. Для большинства этот
символ дискредитирован. Но после кучи этнографических материалов, в
которых свастика выступает положительным символом…, – Анна дает понять,
что с фашизмом ее клиенты не связаны. Самой девушке интереснее
копировать старые работы, подсмотренные в этнографических музеях. Каждый
пояс – маленький вызов, потому что нужно не только повторить технику и
узор, но и найти схожие нитки. В век промышленного производства нитки
ручной работы – это анахронизм? - Самая удачная покупка – это
клубок льняных ниток, найденный на рынке в Ждановичах. Купила его у
торговца с "поля чудес" за тысячу рублей и пускала только в самые
избранные пояса, - всего за время увлечения Анна соткала более 60
поясов. 240 долларов на месяц Анну
не смущают, пока она собирается жить на эти деньги. В офисное рабство
девушка собирается возвращаться, только если "прижмет основательно". | |
Склоняясь над нитками, Анна рассказывает, что тканые на бердечке пояса
белорусы носили вплоть до 1920 года. Другой, еще более древний способ, -
ткачество на дощечках. От себя добавим: не только более древний, но и
более запутанный. - Это метод перекручивания ниток, - у Анны
вместо дощечек старые телефонные и банковские карточки. - Я протягиваю
нитки через дощечки по схеме. Главное, чтобы они находились в
определенной последовательности. Продев уток сквозь основу, я
поворачиваю дощечки. Вместе с ними перекручиваются нитки, образуя орнамент. Двигая дощечки-карточки, Анна возвращается к денежному вопросу:
- Я думаю, если бы мне пришлось платить за жилье, я не выжила бы за
счет поясов. Мы с мужем обжили флигель у родственников под Минском. Не
платим за него, а это фактор, дающий уверенность в завтрашнем дне, -
думать о будущем девушке не хочется. – Собственное жилье в планах
присутствует уже давно, но мысль о кредите наводит тоску. Кажется,
может, я зря уволилась? С другой стороны, а если работа во что-то
выльется? Идеальным развитием событий Анна видит артель
мастеров-ремесленников, "которые работают сообща". Она говорит, что в
Беларуси любителю этнографии некуда пойти за покупками. Рушники и
фигурки из соломки – не в счет. Они для туристов. Анна мечтает
совместить мастерскую и магазин, в котором будут представлены более сложные сувениры. - Чтобы они могли представлять белорусов как нацию, - веско говорит сибирячка, переехавшая в Синеокую. | |
Источник: http://finance.tut.by/news332579.html |