Пятница, 18.08.2017, 12:50

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №1 (октябрь 2012 г.) [11]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №2 (ноябрь 2012 г.) [20]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №3 (декабрь 2012 г.) [10]
Поиск
Наш опрос
Ваше отношение к размещению на Узденщине предприятия по утилизации люминесцентных ламп?
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2012 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №3 (декабрь 2012 г.)

Известные люди Узденщины. Петр Глебко, фотохудожник и резчик по дереву

Тур выходного дня: в гостях у сказки


Беларусь

За это мы и любим выходные – за возможность выехать из серого города, хотя бы ненадолго отвлечься от повседневных забот и… осознать, какая красота нас окружает и насколько неправильно мы живем.

Сегодня наш путь лежит в деревню Большая Уса. Сворачиваем с брестской трассы на Энергетик, едем в сторону Узды, а там, сразу за Литвянами, указатель на нужный нам населенный пункт. Еще несколько километров по гравийке – и мы у старой сельской школы, в которой теперь живет самый обычный необычный человек.

В различных краеведческих журналах Большая Уса фигурирует как деревня, которая дала Беларуси двух талантливых людей, которые по чистой случайности оказались полными тезками. Имя первого увековечено в его литературных произведениях и на стене дома, заново отстроенного после войны на месте того, в котором жил поэт Пятро Глебка.

Второй Петр Глебко ныне здравствует, к нему мы и направляемся в гости.

 

- Когда-то меня забыли в этой школе, - вспоминает он. – Учительница ушла, двери на замок, а я остался. Сидел возле этого окна. Потом сестра прибежала меня искать. Тогда я подумать не мог, что буду здесь жить. А потом купил эту школу за три месячные зарплаты директора сельского клуба. Вот как жизнь повернулась.

О дяде Пете (так называем его мы – «особо приближенные») много всего написано и снято. Но нас он интересует не столько как фотохудожник и резчик по дереву, сколько как человек с небычным взглядом на обычные вещи, при этом влюбленный в жизнь и природу. Один день, проведенный с ним в его доме и на участке, переворачивает представление о материальном и духовном мире зажиточного сельчанина.

- Знаешь, что я нашел на огороде? Орудие каменного века!

- Да ну…

- Не веришь? Пошли покажу.

И он тащит меня за руку, показывать какой-то камень.

- Откуда Вы знаете, что это каменный век?

- Ну как, ты только посмотри: он не сам по себе такой, его затачивали, а если посмотреть на солнце – он переливается. Это значит, что камень не крошится. Белорусы не были дураками…

В коллекции дяди Пети много уникальных находок из собственного огорода. Он ничего не пропускает мимо. Вот пуговица от офицерской шинели

…вот монета, которая, по словам ее хозяина, была отчеканена в 1660-х годах.

- Я брал специальную книжку по монетам, узнавал время ее изготовления. Видишь, на ней написано solid? Так вот их чеканили где-то здесь. А потом была пущена в оборот партия фальшивок. Так у меня и есть фальшивка! Представляешь?! – и дядя Петя чуть не хлопает в ладоши от радости. – А еще я в речке нашел пряжку от офицерского ремня с орлами.

Об этой стороне творческой личности Петра Глебки знают немногие. В основном люди приходят к нему посмотреть на его деревянные скульптуры. Но гораздо интереснее их  - его дом и двор. Это настоящий музей, по которому можно водить экскурсии, главные экспонаты которого - находки хозяина.

- А ты видела наш новый камень? Мы назвали его «Автограф Господа». Я нашел его в Каменке, на свалке.

 

В частной коллекции Петра Николаевича много всего необычного, что создала природа и человек. Вот еще одна композиция, которую он назвал «Зажигалка».

- А эту елку я случайно нашел в лесу в Дзержинском районе, - рассказывает он.

- Ей лет 80, не меньше. Это не какая-нибудь специальная порода. Это просто «неправильная» елка. У деревьев бывает такая патология, когда в кроне появляются такие «сгустки». В народе это называется «ведзьмiна мятла». Так вот эта ель – сплошная «ведзьмiна мятла». Я когда ее увидел, чуть не обомлел. Копал ее три дня, чтобы к себе перевезти, потом лебедкой тянули. У меня даже фотка где-то есть.

Последнее из необычных находок – гигантская раковина «беззубки», которую он нашел в торфяном озере неподалеку. Она была пустая, но моллюсков таких размеров в белорусских водоемах многие вообще никогда не видели. Поэтому раковина была перенесена в собственноручно выкопанный водоемчик, в котором отлично прижились золотые караси, вечно орущая по вечерам жаба, и даже размножились «беззубки» с того самого озера.

У дяди Пети вообще особые отношения с природой. Лесные жители удивительным образом не только его не боятся, но и время от времени одаривают.

Этот снимок Петр Николаевич сделал, гуляя по лесу.

- Семья оленей прошлась в метрах 12-ти от меня. Я притаился, пока достал фотоаппарат, они уже ушли.

А еще в этом году он нашел оленьи рога. Вот так они пролежали на земле целый год.

Вес находки – порядка 9 кг. Мы, конечно, не смогли упустить возможность «примазаться».

А еще на участке дяди Пети есть масса диковинных растений. Например, у него растет киви. Правда, плоды его не совсем такие, как мы привыкли, но на вкус – оно самое!

Именно у него я впервые в жизни попробовала плоды японской ягодной яблони.

- Так их «не ўбiць у рот», а как только морозец прихватит – не оторваться! – хвалится хозяин.

Голубые ели, пирамидальные туи, плакучие лиственницы – все это не просто элементы ладншафтного дизайна. Как уверяет Петр Николаевич, у него каждое деревце и каждый куст – на своем месте. С их помощью он создает особый благоприятный микроклимат. И действительно, находясь на участке, чувствуешь что-то необычное. Может, не совсем как в сказке, но по меньшей мере совсем не в обычной белорусской деревне.

Даже "санузел" у художника не совсем обычный

- Баня еще не закончена. На лавке я хочу сделать две деревянные скульптуры – мужчину и женщину, как будто они только вышли из бани, - делится планами художник. – Их ноги будут в тазике, а по бокам стоять такие же "цэбары", как с медведями, чтобы люди могли в них фотографироваться.

А здесь у меня в «сячкарне» – бар. Откидываешь – и оп!

 

Поистине дядя Петя непредсказуемый человек. И за что бы он ни взялся, все у него получается как-то с задором, с душой, даже огородное чучело – все не как у других. Больше того – после общения с этим человеком вдруг приходит мысль о том, что мы в городе живем как-то неправильно, не замечая смены пор года, заезжая в лес только для того, чтобы набрать его даров, приезжая на речку посидеть за шашлыком с компанией. Все это как-то мелко, банально, обыденно. А ведь сколько раз замечала: стоит копнуть глубже, как привычное предстает в совсем другом свете.

 

Елена ШЕМЕТ


ABW.BY
Фото автора и фотохудожника Петра Глебки




Источник: http://www.abw.by/news/131359/
Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №3 (декабрь 2012 г.) | Добавил: IstokNemana (01.02.2013)
Просмотров: 1232 | Теги: Узденщина, деревня Большая Усса, резчик по дереву, Тур выходного дня: в гостях у сказк, фотохудожник, Узденский, Елена Шемет (Шумилова), петр Глебко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz