Понедельник, 21.08.2017, 10:14

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 102
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.)

Сакральный туризм и сакральные природные объекты Узденщины
Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного.
В западно-европейской традиции Ars Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению, преимущественно церковная утварь.
Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним.
Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям.
В последнее время этот термин популярен среди представителей право-националистических движений, которые противопоставляют сакральное, как жизненный принцип, меркантильности общества потребления. Сакральное противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному.

Источник - Википедия


Крылов А. Н.
Сакральный туризм в концепциях развития
городов и регионов.


 

// Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. сборник статей международной научно-практической конференции, 10-12 ноября 2011. Г. Абакан. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. С. 14-16

Еще несколько лет назад тема маркетинга территорий была совершенно новой для регионов России.

В рамках диверсификации экономики и поиска нового потенциала для социально-экономического развития территориальных образований РФ маркетинг территорий и региональный туризм перешли из теоретически-просветительной стадии к стадии практического воплощения.

Это предполагает работу по выделению и развитию отдельных направлений маркетинговой и туристической деятельности, в числе которых особое место в настоящее время стало отводиться сакральному туризму.

На практике к сакральному туризму относят преимущественно все виды туристических услуг, имеющие отношение к религии, разного рода мистическим и необъяснимым явлениям и традициям.

В теории мы не можем позволить себе делать такие объемные обобщения.

Теоретическое рассмотрение данного вопроса предполагает точное определение основных и сопутствующих понятий, отделение и разграничение сопутствующих видов туристической деятельности, выделение их проблем и особенностей, постановку конкретных задач с соответствующим расчетом предполагаемых результатов.

Именно такое теоретическое осмысление должно дать практике соответствующие импульсы для последовательного развития и успешного воплощения как маркетингового, так и социального потенциала, которым обладает сакральный туризм.

Сакральный туризм (от лат. sacrum — священное, посвященное богам) является одним из старейших и, вместе с тем, одним из самых новых разновидностей туризма. В немецком языке употребляется словосочетание спиритуальный туризм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух).

Несмотря на то, что семантически понятия сакральный и спиритуальный имеют разные значения, речь идет об одной и той же туристической деятельности, а различие в понятиях обусловлено большей частью определенными языковыми традициями.

В Германии начало современного сакрального туризма относится к 1980-м годам. Закрепление понятия сакральный (спиритуальный) туризм в Германии произошло только в середине 2000-х годов.

Аналогичное развитие характерно и для других стран западного мира.
Корни сакрального туризма восходят к паломничеству (от лат. Palma - пальма; имеются ввиду пальмовые ветви, которыми был встречен вход Христа в Иерусалим), представляющему собой путешествие с целью поклонения святым и сакрально значимым местам.

В истории европейской цивилизации паломничество неразрывно связано с христианством. Основными паломническими местами христиан являются Святая Земля (Иерусалим), Афон, Рим, Компостелла, Валаам и др.

Однако паломничество известно и до христианства. Древние римляне и греки совершали походы в определенные храмы, иудеи ежегодно шли на праздник пасхи в Иерусалим.

Развитие паломнические традиции присуще всем основным религиям. Для мусульман это Хадж - посещение Мекки и Медины, для индусов - посещение Илахабада и Варанаси, для ламаистов - посещение Лхасы (Тибет), для буддистов и синтоистов - посещение Нара и пр. Согласно ВТО, паломничество ежегодно совершают более 200 млн. человек.

Разработка программ сакрального туризма производится с учетом классификации, осуществляемой по классическим для туристической сферы параметрам:

• по времени года - в периоды массового отдыха, в периоды религиозных праздников, ориентированные на особые духовные традиции и др.;
• по количеству и составу участников - индивидуальные, семейные и групповые;
• по объектам посещения - посещения архитектурно-культовых сооружений (монастыри, храмы), а также сакральных памятников природы (водоемы, пещеры, горы, рощи и др.);
• по географическому признаку – местные, региональные, межрегиональные, национальные, интернациональные;
• по продолжительности - длительные и кратковременные.

Институтам, занимающимся концепциями маркетинговой и туристической деятельности региона необходимо осознание различий, существующих между паломничеством, религиозным и сакральным туризмом.

Каждое из названных направлений имеют собственную специфику, и нуждается, соответственно, в дифференцированном подходе, как в стадии разработки, так и в стадии практического воплощения.

Опасности непродуманного смешения элементов паломничества, религиозного и сакрального туризма заключаются как в возможном оскорблении религиозных чувств, так и в неудовлетворении ожиданий целевых аудиторий.

Наиболее внимательное отношение требует паломничество, потому как оно представляет собой часть религиозной жизни, воззрений и интимных внутренних переживаний людей.

Согласно предложенным Межрелигиозным советом России поправкам к Закону РФ о «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» религиозный туризм понимается как путешествия с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями.

В свою очередь паломничество определяется как «путешествия для поклонения святым (религиозно почитаемым) местам, организуемые зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации религиозными организациями и учрежденными ими юридическими лицами, совершаемые гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства в соответствии с религиозными традициями».

Требования к организации паломничества на территории России устанавливаются соответствующими религиозными организациями.

Место сакрального туризма в концепциях развития городов и регионов зависит от целого ряда обстоятельств, которые можно классифицировать, с одной стороны, как обусловленные историей и природой, а с другой стороны, как обусловленные человеческим фактором.

В том числе это наличие религиозных святынь, памятников духовной культуры и сакральной природы, духовно-нравственное состояние население, соответствующие действия и подготовленность местного духовенства.

Существование многовековых духовных традиций для развития сакрального туризма является несомненно фактором преимущественным, но не определяющим. Исторически сложилось, что большая часть православных святынь РПЦ находится на европейской территории России. Из этого не следует, что азиатская территория страны плохо подходит для православного сакрального туризма.

Новые монастыри, церковные школы, возможность уединения, осуществления постов, ведения диалогов со священнослужителями – все это может лечь в основу новых концептуальных разработок в области сакрального туризма в городах и регионах Российской Федерации.

Значимым условием является возможность качественного и достойного удовлетворения потребностей, лежащих в основе сакрального туризма.

В числе этих потребностей поиск смысла жизни, желание проявить преданность вере, необходимость преодолеть сложную жизненную ситуацию, выражение благодарности за посланные Богом блага, стремление отмолить грехи, помолиться за здоровье и благодать родных и близких, надежда обрести исцеление от душевных и физических недугов, влечение к выполнению богоугодной работы.

Экономические преимущества развития массового туризма для регионов и территорий...

В отличие от массового туризма, основное социально-экономическое преимущество сакрального туризма для региона является не в получении прямой экономической выгоды, а в социально-психологической и педагогической синергии сакральных программ для проживающего в регионе населения.

Речь идет о повышении гражданской ответственности, формировании культуры и духовности, воспитательной работе, направленной на молодое поколение.

Синергетические эффекты религиозной жизни в рамках основных мировых конфессий, действующие как для отдельно взятого индивида, так и для общества в целом, имеют несомненно положительное значение и в контексте сакрального туризма.

Вместе с тем, источники, обобщающие опыт организации сакрального туризма как в России, так и в странах Европейского Союза показывают, что его развитие возможно только в условиях наличия необходимых факторов. Формирование из территории центра сакрального туризма по волевому решению или по инициативе маркетинговых и туристических структур неосуществимо без самой сакральности.

Современные коммуникационные и психологические методики позволяют формировать рекламные и маркетинговые мифы. Формирование сакральности в свою очередь осуществляется на протяжении истории или под влиянием условий, которые находятся в зоне сакрального, то есть за пределами привычных и легко объяснимых явлений.

Формирование сакральности связано с высокими духовными и морально-этическими установками человека, потому не позволяет задействовать коммерческие и маркетинговые механизмы. В тоже время, сакральный туризм может и должен быть вписан в концепции развития городов и регионов, потому как его духовная составляющая находится не в противоречии, а в гармонии как с социальными, так и с экономическими целями территориального развития.

 




Цитата.

"В условиях современной урбанизации и технологизации, все большее количество людей испытывает необходимость в посещении живописных ландшафтов, в том числе содержащих интересные исторические и сакральные объекты.

Сакральным объектом (сакральное место, «место силы») при этом являются локальные географические объекты или их взаимосвязанные сочетания, определенным образом влияющие на человека, отмеченные культовыми сооружениями и почитающиеся в народной традиции как «святое, священное место».

Природным сакральным местом может быть любой природный объект, будь то гора, озеро, роща, водопад или источник и т.п., выделяющийся среди прочих священным статусом и использующийся для совершения культовых (ритуальных) действий.

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к сакральным объектам, преимущественно природного характера, так и к сакральному туризму.

В этой связи является актуальным выявление особенностей нового туристского направления - сакральный туризм, новых потребностей туристов, а также собственно сущности явления «сакральный объект» (сакральное место). Под сакральным туризмом понимают духовно-экологические маршруты и туры по сакральным местам, с посещением религиозных культовых и археологических объектов (курганы, мегалиты, наскальные рисунки, керескуры, храмы)."


Е.Е. Мельникова

"ПРИРОДНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК ОСНОВАФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ КАРАКОЛЬСКИХ ОЗЕР ЧЕМАЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ"



Международная школа-семинар
"Заповедное дело в общественном сознании:
этические и культовые аспекты"
("Трибуна-8")

Киев, 27-30 мая 2002 г.



Рекомендации по охране сакральных природных объектов

(для специалистов по охраняемым природным территориям)

Подготовлены и одобрены на Международной школе-семинаре

В странах СНГ существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, ключи и т. п.), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных социальных групп.

Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой. К таким объектам относятся естественные источники, отдельные деревья и целые рощи, участки леса, озера, реки, водопады, скалы, пещеры, горы, отдельные камни, острова.

Они почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Эти объекты сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия.

Однако, несмотря на традиции народной охраны таких объектов, их становится все меньше. Многие уничтожаются в результате хозяйственной деятельности: при добыче полезных ископаемых, геологоразведочных работах, при вырубке лесов, мелиоративных работах, строительстве дорог, гидростанций и населенных пунктов. Многие страдают от неорганизованного туризма, отдыха и фанатичного паломничества.

Особую актуальность охрана этих объектов приобретает в современных условиях в связи с начавшимся разгосударствлением собственности на землю в пределах бывшего СССР.

Охрана сакральных объектов предполагает не только обеспечение сохранности их физико-географических или природных свойств, но и их сакрального содержания, поддержание традиции уважительного к ним отношения, защиту и уважение самого "духа местности", тех притягательных благоприятных энергетических свойств, которыми дорожат почитающие их люди.

Сакральные природные территории важны также для развития культур коренных народов.

Для сохранения сакральных природных объектов рекомендуется:

  1. Ввести в классификацию особо охраняемых природных территорий категорию "сакральный природный объект".
  2. Предусмотреть в республиканских и региональных законодательствах особую охрану сакральных природных объектов с исключением их территорий (с учетом охранных зон) из арендуемых и приватизируемых земель, из состава сельхозугодий, месторождений полезных ископаемых, эксплуатационных категорий лесов, мелиорируемых земель. Не допускать передачи сакральных объектов и территорий, на которых они находятся, в частную собственность, под сельхозугодья, строительство и другие виды хозяйственного освоения.
  3. Проводить изучение и паспортизацию сакральных природных объектов.
  4. Добиваться обеспечения государственной охраны сакральных природных объектов в качестве особо охраняемых природных территорий, как важной составляющей культурного и природного наследия.
  5. Содействовать научной популяризации сакральных природных объектов конкретных регионов путем выпуска книг, брошюр, буклетов, избегая их широкой популяризации в средствах массовой информации.
  6. Принимать меры по обеспечению сохранности сакральных природных объектов в условиях регулярного паломничества и, если необходимо, по их элементарному благоустройству (укрытия для омовений, обустройство подходов, кострища на специально отведенных местах стоянок и т. п.). В исключительных случаях при массовых скоплениях людей посещение этих объектов должно быть организованным и упорядоченным.
  7. Предусматривать в положениях о природных заповедниках, национальных парках или иных особо охраняемых природных территориях соответствующие меры, обеспечивающие сохранность культового значения находящихся в их границах сакральных природных объектов и доступ к ним паломников.
  8. По возможности не допускать коммерческое использование сакральных природных объектов (платное посещение, разлив воды из священных источников, изготовление талисманов, оберегов и т. п.).
  9. Соблюдать особую осторожность и корректность при интерпретации обрядов, связанных с сакральными природными объектами. Не допускать поверхностной интерпретации и искажения сути совершаемых в таких местах духовных отправлений. Распространение информации о них возможно только с разрешения высшего национально-религиозного органа этноса - хранителя традиций (совет старейшин и т. д.).
  10. Исключать какие бы то ни было раскопки, коллектирование, взятие проб или любое другое вмешательство, влекущее нарушение естественного состояния сакрального природного объекта или его территории, при изучении памятников истории, археологии, палеонтологии или иных памятников (объектов), представляющих научный интерес.
  11. Осуществлять охрану сакрального природного объекта при полном согласии и поддержке людей, сохраняющих традицию почитания данного объекта и соблюдающих соответствующие обычаи.
  12. Допускать организацию массового посещения туристами сакральных природных объектов только по согласованию с представителями традиционных религиозных общин и в присутствии их наблюдателя. Доступ к ним туристов должен быть организованным, упорядоченным и регламентированным. Праздные посетители таких мест должны быть осведомлены о правилах поведения в соответствии с народными обычаями и строго соблюдать существующий режим охраны конкретного объекта.
  13. Содействовать строгой охране сакральных (почитаемых) животных и растений, встречающихся как на территории сакральных природных объектов, так и за их пределами (например, на территории проживания соответствующих этносов).
  14. Способствовать экологической реставрации и восстановлению культурного значения сакральных природных объектов, экологических традиций, обычаев и обрядов, связанных с ними.
  15. Не использовать виды-интродуценты при экологической реконструкции сакральных природных объектов.
  16. Содействовать развитию уважительного отношения к сакральным природным объектам всех категорий населения, используя методы экологического образования и просвещения.
  17. Содействовать разработке и законодательному закреплению системы санкций за нанесение ущерба сакральным природным объектам.
  18. Включать сакральные природные объекты в состав местных и региональных экологических сетей или в их проекты.

Источник

























Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (22.08.2013)
Просмотров: 1441 | Теги: выток Немана, Сакральный туризм и сакральные объе, Узденский район, Исток Немана | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz