Суббота, 21.07.2018, 09:30

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 104
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.)

Известные люди Узденщины. Айша Александрович, художник по сценическим костюмам

Феерический мир Айши Александрович

 

Чудо


Едва переступив порог ее квартиры, я ахнула и застыла, не в силах оторвать взгляд от яркой, колдовской картинки, висящей на стене прямо напротив входа.

В вихре танца, путаясь в атласных лентах, кружилась пара. Их лица... Нет, человеческих лиц здесь в общем-то не было. Куклы. На картинке доминировала одежда — праздничная, радостная, необыкновенная...
 
— Это эскиз костюмов к танцу "Гродненская мазурка", для Государственного ансамбля танца Республики Беларусь. — проследив за моим взглядом, сказала художница. — Если заметили, здесь белорусские мотивы переплетены с польскими так, как это и наблюдается в культуре и в быту Западной Беларуси.

Мне кажется, здесь удачное решение — сочетать темно-синий бархат юбки танцовщицы с ослепительно-белым рельефным кружевом фартука.

Помню, в цеху, где шили эти костюмы, с первого раза так и не поняли, как нужно этот самый фартук покроить — сделали его намного уже, чем следовало, и не такой пышный.

 А кружевной узор мне пришлось самой вырезать из бумаги один к одному, чтобы мастера учли каждый нюанс.

О том, что большинство великолепных танцевальных костюмов, в которых выходят на сцену артисты Государственного ансамбля танца, придумала Айша Александрович, я впервые узнала из нарядного цветного проспекта, посвященного творчеству коллектива.

Листая его страницы, ощутила поистине женское завистливое чувство: мне бы примерить!

Кружевную мантилью до бедер и цветной венок, такие, как на этих "снежных королевах", танцуюших "Метелицу"!

Тонкую, как паутинка, блузу с рукавами-парусами, как на солистке хореографической миниатюры "Качели"!

Феерическое, словно сотканное из белорусского тумана, платье, как на девушках из "Терницы"!

Фантазия автора казалась неиссякаемой. Умение создать настроение, показать характер, наполнить сюжетной довершенностью сценически-танцевальное действо поражали.

Захотелось хотя бы слегка приоткрыть для себя занавес творческой лаборатории мастера, постигнуть тайну этого чуда. И вот я в квартире художницы, и вновь изумляюсь.

Ибо вместо ожидаемых беглых и маловыразительных (как делают это в ателье) набросков будущих костюмов нахожу вполне самостоятельные художественные работы, выполненные с придирчивой тщательностью и заключенные, как и положено произведениям искусства, в рамочки.

Вдохновение

Она может подолгу, очень эмоционально и увлеченно рассказывать о каждой своей работе.

Чувствуется, что никогда и ничего художница не делала, полагаясь лишь на навыки своего ремесла.

Каждый раз, получая заказ — от Государственного ансамбля танца или от капеллы, от детского хора или таких известных эстрадных ансамблей, как "Песняры", "Сябры", — она ждет того небесного первотолчка, который смертные в обиходе называют вдохновением.

Иногда нездешние силы подсказывают решение очень скоро, и тогда на бумаге появляется сразу же готовый эскиз. Но бывают и периоды томительных раздумий.

Момент творческого озарения...

Как и когда он наступает? Это — благодатная тема для рассуждений философов, и мы, две беседующие женщины, даже и не пытаемся "забраться" в ее глубины, но тем не менее время от времени подходим к ней вплотную.
 


Танец "Лявониха" (кадр из  ролика)

 

"Лявониха" Айши Александрович вышла на сцену в полосатой, солнечного цвета юбке и черной жилетке в крупную розу по всему ее полю.

— Это просто какой-то космический костюм.  Костюм — символ искреннего веселья, — говорит художница. — Я делала его как будто по подсказке свыше. Потом мне говорили, что, мол, жилетка не в народных традициях, на Беларуси такие никогда не носили, но я почему-то была уверена, что права.

И ведь спустя время в одном из краеведческих музеев обнаружила-таки экспонат: выполненный деревенской умелицей женский костюм с жилеткой, аналогичной моей...
 


Танец "Бульба" (фото с сайта Государственного ансамбля танца Беларуси)

 
Танцовщиц, исполняющих другой популярный белорусский танец "Бульба", художница одела в нежно-золотистые, цвета кожицы молодого картофеля, костюмы и навязала им на талии фартучки, имитирующие ткань-мешковину.

Ведь бульбу перевозят в мешках!

А прозрачные одеяния к танцу "Терница" предназначены были сформировать у зрителя чистый, возвышенный образ белорусской красавицы, облаченной в лен, самую национальную и одновременно самую интернациональную ткань.    
   


Государственный ансамбль танца Беларуси. Шуточный танец "Бульба" (1987, пост.В.Дудкевича)

 

—    Я хотела воспеть лен как символ чистоты, красоты и поэтики белорусов. Конечно, льняное полотно, которое ткалось на Беларуси, во все времена было гораздо более плотным, чем то, что на девушках, танцующих "Терницу".

(Кстати, их воздушные платья готовились вообще из синтетической ткани.)

Но есть сведения, что, например, в Древнем Египте льняная ткань была такой, что через нее просвечивалось тело. И этот глубинный образ льна я и попыталась отобразить.

Взывающая

Вдохновение — невидимая нить, связывающая человека с Богом...

Именно по силе его потока мастер определяет, удалось ли ему уже выполнить свою главную миссию на этой земле или все еще впереди. Моя собеседница поделилась со мной своими чувствами.

С годами все ясней и отчетливей проявляется готовность сойти с проторенной тропы и попробовать себя не в качестве художника прикладного жанра, а как самостоятельного творца.

И первые шаги уже сделаны. Айша Брониславовна бережно показывает мне свою картину, где главенствуют не костюмы, а образы, символы.

Высоко в небесах парит, раскинув руки, женская фигура. Монахиня? Княгиня? Евфросинья Полоцкая, символ женской мудрости и вселенского добра, опекунша Белой Руси! И головной убор ее — как купол Спасо-Евфросиньевской церкви.

А одеяние — как богато украшенный напрестольный крест, выполненный для прославленной святой мастером Лазарем Богшей. А сама она — будто зрачок в оке Божьем. И струится через "великую жену" из ока этого дивный свет на земли Белой Руси...

Художница назвала свою картину "Взывающая". И этим еще больше обогатила ее символикой. Ведь "Взывающая" — это... название одной из сур Корана.

Но для создательницы удивительной работы нет ничего противоестественного в смешении духовных традиций и философии разных народов.

По происхождению она белорусская татарка, потомок тех воинов, что еще в XV столетии пришли в Великое княжество Литовское, чтобы добровольно влиться в ряды его защитников и обрести тут, среди толерантных литвинов, вторую родину.

Айша Александрович — экуменистка самом широком значении этого слова. В священных писаниях раз ных народов она ишет единый смысл, образ единого Бога, отголоски единой великой небесной мудрости.

Поэтому в ее работе центральной фигурой которой стала христианская святая, возникают символы иных вероисповеданий и культур: язычества и мусульманства.

Ей хотелось бы петь своим искусством хвалу Богу, и как человек с мусульманскими корнями она время от времени обращается сердцем к Корану.

Увы, традиция предков не дозволяют ей иллюстрировать эту великую книгу. Воспевать божественное в человеке? Это возможно, используя символы, образы, костюмы.

Уходя от конкретных человеческих лиц изображать которые запретил Аллах, повествуя о конкретных человеческих чувствах и мыслях. Быть может, это и есть самая главная ее миссия в искусстве.



Ирина МАСЛЕНИЦЫНА"Мінская праўда” 2001,  8 жніўня

 


 
 

 
ИЗДАННЫЕ КНИГИ
 
Александрович Айша Брониславовна.
 
Основы композиции в учебном рисунке.



 


Учеб.-метод. пособие/Сост. А. Б. Александрович — Мн.: УП «Технопринт», 2001.- 80 с.
 
Цель данного методического пособия — изучение основных законов композиции и применение их в учебном рисунке, развитие у студентов творческого мышления, образного восприятия, свободного владения выразительными средствами рисунка и композиционных приемов при решении задач архитектурного проектирования.
 
 
Дрэва жыцця. Айша Александровіч
 


Фільм Беларускага тэлебачання аб жыцці і дзейнасці беларускай мастачкі  Айшы Александровіч.
Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (04.02.2013)
Просмотров: 1074 | Теги: художник по сценическим костюмам, УЗда, Узденщина, татарская княжна, Исток Немана, Айша Александрович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz