Понедельник, 18.12.2017, 13:00

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.)

Фотоотчеты о поездках по Узденщине. На машине-2

Тур выходного дня. История в надгробных плитах

Тур выходного дня. История в надгробных плитах

Кто-то скажет, что у «Автобизнеса» «поехала крыша», дескать, ни ума, ни фантазии у корреспондентов, раз они выбрали целью для поездки в тур выходного дня кладбище. Согласна, это совершенно не то место, которое хочется посетить, взглянув на фотографии, более того, по таким местам люди предпочитают без особой надобности не ездить. Кому-то просто неприятно, что связано с определенными жизненными событиями, кому-то в таких местах не по себе, но никто не станет спорить с тем, что кладбище – это часть нашей истории. И лично моей в том числе.


 

 На этом кладбище, можно сказать, прошло мое детство. Дело в том, что наш дом был неподалеку, поэтому детьми мы часто проводили здесь время. Рядом была и сейчас есть крутая горка, с которой детвора каталась на чем бог послал. Позже, когда повзрослели, стали ходить сюда из интереса. Лет 8-10 назад это было место, полное таинственности. Продираясь сквозь колючую растительность, мы то и дело натыкались на старые каменные надгробья с надписями по-польски. Было жутко интересно, кем были эти люди, что с ними случилось. На эти вопросы не было ответов, что в принципе еще больше подогревало наш интерес. Но апогеем прогулки считалось зайти в полуразрушенную зловещую каменную каплицу с отверстиями для гробов в стенах. Кто-то говорил, что лазил даже на второй «этаж» усыпальницы, но нам хватало и нижнего уровня.




Сейчас, столько лет спустя, все, конечно, воспринимается по-другому. Непролазной растительности уже не осталось, погожим осенним днем кладбище не кажется зловещим. Хотя в принципе эти места мне никогда таковыми не казались. И сейчас, разбирая надписи на старых каменных надгробьях, я как никогда отчетливо понимаю, что с россиянами и украинцами мы, возможно, и братья, только корни наши в совершенно другой стороне.




Зная невеселую историю нашей страны, неудивительно, почему у нас сохранилось так мало архитектурных исторических реликвий. Беларусь терзали, делили, жгли войнами и революциями. А то немногое, что осталось, частично доразрушило общество. Сначала оно, стоя на коленях, расшибало лбы в молитвах, потом с таким же рвением сносило кресты и жгло церкви, избивало священников, а теперь опять молится. И вроде как не было ничего…

Наши кладбища – это безмолвные свидетельства исторических перипетий, рассмотренных через призму конкретных человеческих жизней.


 


Кстати, про избиение священников – это не для красного словца. На «кладбище моего детства» похоронен протоиерей Михаил Новицкий, служивший в местной церкви в 30-х годах, Теперь его могилу знает каждый, а еще несколько лет назад она была неприметной, такой же, как и сотни других, забытой и заброшенной.

В годы преследования религии над ним издевались как могли: сначала таскали в НКВД, требовали отречься от сана, угрожали закрыть храм, что и сделали в 33-м, переселив его с семьей в сторожку. Накануне Великой субботы перед Пасхой в 1935-м ночью в сторожку ворвались двое, потребовали золото и избили священника до полусмерти. О произошедшем он не рассказал никому и в Великую субботу освящал куличи, лежа в постели. Все думали, что ему просто нездоровится, но на третий день Пасхи отец Михаил умер. Через три месяца после похорон всю семью батюшки выслали. А через несколько лет уже на смертном одре оба человека, избивавшие батюшку до смерти, признались в своем злодеянии. Один из них когда-то даже прислуживал в церкви. Вот такая история…

В 2000 году от Белорусского Экзархата протоиерей Михаил Новицкий был прославлен в лике святых новомучеников, могилу привели в порядок. Теперь всегда на третий день Пасхи священнослужители и миряне совершают к его могиле крестный ход. Так когда-то заброшенное надгробие стало одной из местных достопримечательностей.



Но приезжают на узденское кладбище люди, чтобы посмотреть на каплицу рода Завишей, построенную в 1800 году.


 


В 1690-м собственностью этого рода стало имение Кухтичи, расположенное неподалеку, а потом и вся территория современного Узденского района. Небольшую часовню на кладбище построил генерал Казимир Завиша. Сегодня никто не знает, что «дернуло» его на такое весьма неординарное архитектурное решение, но усыпальница была возведена в форме пирамиды. По некоторым данным подобных сооружений в Беларуси всего два, и в свете этого совсем дико вспоминать, как еще несколько лет назад здесь был склад кладбищенского мусора.




Теперь тут чисто и почти не страшно. Помимо отверстий под гробы, располагающихся в три ряда, сохранились очертания алтаря, на котором когда-то стояла евангельская скульптура.



Кстати, опять же, если верить источникам, родовое захоронение Завишей было расположено под костелом в городе, построенным в 1798 году тем же генералом Казимиром. В советские времена из костела сделали дом культуры, который там существует и по сей день. Самое смешное, что до последнего в этом здании проводились дискотеки. Но пару лет назад, когда здание пришло в аварийное состояние, дискотеки запретили, и местные любители истории и краеведы успокоились по поводу "танцев на костях"...



Говорят, что в 1960-1970-х годах в так называемой старой части кладбища людей начали хоронить «вторым слоем» - поверх старых могил, но этот беспредел кто-то вовремя остановил. Поэтому среди старых надгробий встречаются относительно новые огороженные захоронения.

 


Вскоре был выделен большой участок земли рядом со «старым кладбищем», и теперь местное население с ужасом наблюдает, с какой скоростью мертвые «отвоевывают» все новые территории, приближаясь к жилому району.




Еще одна достопримечательность Узденского кладбища – деревянные ворота на входе. По логике о них нужно было написать еще в самом начале, но как-то мои мысли пошли в другом направлении.



Скажу только, что авторов этих ворот я знаю лично. Кстати, к одному из них нему мы ездили в тур выходного дня прошлой осенью.



А мы направляемся на противоположную окраину города. Там в лесу расположено другое кладбище. Его не видно с дороги, к нему не ведут указатели.



Одни называют его еврейским, другие – татарским. По сути, оно такое «полинациональное», хотя по площади в несколько раз меньше городского. Исторически так сложилось, что население Узды было многонациональным. В 1884 году в Узде насчитывалось 14 дворов белорусских, 18 татарских и 102 еврейских.



Первоначально еврейское кладбище располагалось в современном центре города. Но потом землю сровняли - на месте кладбища сейчас находится парк Победы.



 


А то кладбище, по которому гуляли мы, называть еврейским стали в том числе и из-за братских могил расстрелянных во время войны представителей этой нации. Позже там стали хоронить своих родственников желающие. Евреев, как и татар, сейчас в Узде осталось немного.








Именно здесь в годы войны массово истребляли «неарийцев». Их просто приводили на это место, ставили в ряд, расстреливали, а потом закапывали в братские могилы.

В 1939 году в Узде жили 1143 еврея. Узнав о нападении Германии на СССР, часть узденских евреев пыталась бежать на восток, но большинство было вынуждено вернуться, потому что немцы перерезали дороги. Город был оккупирован немецкими войсками 3 года.




В конце июля 1941 года немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, согнали евреев Узды в гетто, организованное на улицах Ленинской и Пролетарской. Местные и сейчас называют их еврейскими или татарскими улицами.




Перед окончательным уничтожением гетто немцы заранее пригнали военнопленных на окраину и заставили их выкопать глубокие ямы. После того как они закончили работу, их расстреляли на этом же месте.

Вечером 16 октября 1941 года начальник полиции Витковский официально сообщил евреям, что всех их завтра утром, то есть 17 октября, начинают переводить в Минск, и приказал подготовиться к переезду - надеть лучшую одежду, а все ценные вещи и драгоценности собрать и выложить на видном месте. В 6 часов утра, сказал начальник полиции, на территорию гетто будут поданы грузовые автомобили для переезда. Многие из узников поверили в эту ложь, потому что знали Витковского еще с довоенных времен как скромного, добропорядочного и доброго человека. Но в ночь на 17 октября никто в гетто, кроме детей, не спал.



Ночью в гетто пробрался еврей из Шацка и рассказал, что накануне там тоже обещали перевезти евреев в Минск, а назавтра убили. Но деваться было некуда - уже в 5 часов утра 17 октября гетто было плотно окружено. Прошел слух, что убивать будут только молодых, в первую очередь мужчин, и их начали пытаться прятать.

К 7 часам утра в гетто въехали машины, в которые загнали всех евреев. В основном это были женщины, дети и старики, и только небольшой части узников удалось заранее спрятаться. Обреченные люди страшно кричали, но тех, кто отказывался залезать в машину, убивали на месте.

Обреченных людей привезли к ямам, заставили раздеться догола и расстреливали из пулеметов. Тела убитых скидывали в яму. Вместе с мертвыми в яму скидывали и случайно не задетых пулями, и только раненых, и живых детей. Происходящее было так ужасно, что шофер-немец не выдержал этого зрелища и потерял сознание.




Здесь же - памятник погибшим солдатам, в том числе и пленным, копавшим ямы для братских могил


Сейчас о событиях тех страшных дней напоминает мемориальный знак да надпись на камне.




Поход в местный краеведческий музей, возможно, был бы более приемлем для людей впечатлительных. Но история творилась здесь. И моя подружка, которая даже не хотела выходить из машины, когда мы приехали на это место, потом, по дороге домой, попросила взять ее в следующий трип по кладбищам – в Вилейку. Об этом - в следующие выходные.

Елена ШЕМЕТ

ABW.BY
Фото автора и Дмитрия Крамущенко

 

Как найти эти места

 



Городское кладбище расположено почти в начале ул. Первомайской в г. Узда. Ориентир – детская библиотека и автобаза. За небольшим озерцом, слева от автобазы, первый поворот направо.



Путь к татарскому кладбищу от городского лежит по улице Ленинской – именно здесь и располагалось еврейское гетто. Переехав мост через речку, все время прямо, пока по левую сторону не увидите здание местного ДЭУ. Перед парковкой напротив него нужно свернуть направо в лес. Никаких указателей, естественно, нет. В помощь – местное население




Источник: http://www.abw.by/news/144544/
Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (08.02.2013)
Просмотров: 478 | Теги: Елена Шумилова (Шемет), тур выходного дня, Узденщина, Узденский район, Исток Немана, татарское кладбище, История в надгробных плитах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz