Понедельник, 18.12.2017, 16:41

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.)

Краеведение в системе образования Узденского района. Авторская программа И.А.Ткаченко

Краеведение в системе образования Узденского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

    Нашей Узденщине высшей волей выпало уникальное право находиться в центральной части Беларуси. И хотя это не географический центр (он находится всего в 40 километрах от райцентра на территории соседнего Пуховичского района), однако настоящая культурологическая, языковая сердцевина страны.

Узденщина – своеобразный уголок Беларуси, известный далеко за ее пределами. Тут из двух истоков – Неманца и Лоши – берет начало "самая белорусская” река – "бацька-Нёман”. Изумительны по своей красе Лошанское водохранилище и заказник "Истоки Немана”. По территории района проходит Балтийско-Черноморский водораздел. Не случайно в седую древность тут пролегал один из маршрутов торгового пути "из варяг в греки”.      

Отсюда, из больших и малых деревень, вышли в  большую литературу около 30 белорусских писателей, ученых-лингвистов, журналистов с личным чувством достоинства за свою малую родину. Не случайно бытует присказка: "Тут в какую хату не войдешь, на поэта, или ученого попадешь!” Наш край дал республике многочисленных известных представителей искусства, науки, культуры, ратного дела, государственных деятелей. Традиции не гаснут, к счастью, и сегодня.

На Уздзенской земле насчитывается 150 памятников истории, археологии и архитектуры. К историко-культурным ценностям Республики Беларусь относятся курганный могильник ІХ-ХП вв. на востоке района, Кальвинский сбор ХУІ в. в поселке Первомайск, усадебно-парковые комплексы "Кухтичи” и "Толкачевичи”, усадьба "Наднеман” – родовое имение ученого с европейским именем, профессора электрографии и магнетизма Якуба Наркевича-Ёдко.

В основу программы курса заложены следующие концептуальные положения:

-     ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины;

-      формирование личности средствами школьного краеведения, не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Введение данного курса вызвано целью подготовки учащихся к активной жизнедеятельности через расширение и углубление знаний о природных, социально-экономических, экологических  особенностях Узденского района, а также  направлено на совершенствование картографических умений, навыков ведения наблюдений, обработки и анализа результатов на материале  краеведческого содержания.

Реализация цели предполагает решение нескольких задач:

 -  интересно и доступно способствовать получению знаний о многообразии природных, хозяйственных, социальных особенностей Узденщины;

- развивать картографические, практические, экологические умения и навыки;

- совершенствовать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания;

- развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности;

-  формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о родном крае;

- способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

При составлении программы факультативного курса были  определены следующие подходы и принципы:

- принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края;

- принцип регионализации способствует детальному изучению района с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;

- краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;

-  принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;

- индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным и психическим особенностям деятельности подростков;

- картографический подход предполагает привлекать к изучению курса карты Узденского района, Минской области, Республики Беларусь – главный источник географических знаний.

Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, исследовательские экспедиции, научно-практические конференции, учебные проекты.

Факультативный курс  не подменяет учебную программу, а структурно обогащает и конкретизирует её краеведческим материалом.

 

Структура программы представляет собой следующие направления:
6-й класс – вводный курс «Родиноведение»
7-й класс -  «Физическая и экономическая география родного края»
8-й класс - «Население Узденского района»
9-й класс – «Родной край.
Исследовательская и проектная деятельность»
10-й класс - «Мой край
– Узденщина”.

 

Программа
факультатива «Родиноведение» в 6-х классах


Цель - в общей форме дать представление об Узденском районе как природном и территориально-историческом комплексе


Задачи курса:
- пробуждение интереса к родному краю;
- развитие навыков поисково-исследовательской работы и творческих способностей учащихся;
- привитие учащимся необходимых практических навыков ориентирования на местности, составления простейших планов, вычисления расстояний с помощью масштаба, определения географических координат с помощью географической сетки, проведения простейшей глазомерной съемки, наблюдения за природными объектами и явлениями окружающей среды;
- закрепление первоначальных географических знаний и умений на основе краеведческого материала

Учебная программа

факультативных занятий для учащихся 6 –х классов

«Родиноведение»

I.Введение. С чего начинается география? Почему география – самостоятельная наука. Что изучает курс «Родиноведение»

Раздел I ПЛАН МЕСТНОСТИ

2.Стороны горизонта. Ориентирование по местным приметам

Практическая работа «Определение азимута и направления по заданному азимуту с помощью компаса»

3.План г.Узды. Условные знаки. Измерение расстояния на местности и плане. Определение расстояния с помощью масштаба.

4.Глазомерная полярная съемка участка местности.  Практическая работа «Вычерчивание плана школьного стадиона»

5.Глазомерная маршрутная съемка участка местности. Практическая работа «Вычерчивание маршрута от дома до школы»

6.Составление плана небольшого участка местности. Практическая работа «Проект ландшафтного дизайна на пришкольном участке»

7.Определение часового пояса, местного времени. Истинный и магнитный азимут. Магнитное склонение.

Раздел II ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

8.Особенности изображения земной поверхности на карте. Градусная сетка. Картографические градусы и минуты.

9.Топографическая карта Узденского района. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Рельеф. Изображение рельефа на топографической карте. Горизонтали (изогипсы).

10.Определение географических координат г.Узды, крайних точек района. Нахождение географического центра района.

11.Определение расстояний и направлений по топографической карте района. Практическая работа «Измерение протяженности по карте Узденского района с севера на юг и с запада на восток»

Раздел III ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

12.Внутреннее строение Земли. Строение и мощность земной коры, мантии и ядра. Земная кора в Узденском районе – самая тонкая в Беларуси.  

13.Геологическая история развития территории Узденщины

14.Внутренние и внешние силы Земли. Движение земной коры. Виды залегания горных пород. Выветривание.

15.Горные породы и минералы, слагающие земную поверхность района. Условия их образования. Породы осадочные, магматические и метаморфические. Практическая работа «Составление коллекции горных пород района».

16. Происхождение полезных ископаемых нашей местности, как они используются в хозяйстве

17.Экскурсия в карьер «Валерьяны». Изучение геологического обнажения

18.Общий характер поверхности, основные формы рельефа Узденщины, их размещение. Влияние геологического строения, характера залегания и состава горных пород на формирование рельефа. 

19.Процессы образования и развития отдельных форм рельефа. Столбцовская водно-ледниковая, Пуховичская моренная равнины, Минская возвышенность. Практическая работа «Описание равнины по плану» 

20.Практическая работа «Выявление взаимосвязей между слагающими породами и формами рельефа». Равнины плоские и холмистые. Древние оледенения. Моренные отложения. Завалуненность. Карстовые явления. Урочище «Церковщина».

21.Практическая работа «Измерение относительной высоты местности с помощью нивелира»

22.Экскурсия к памятнику геологии «Каменские валуны»

23.Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности в районе. Степень изменения и преобразования рельефа.

Раздел IV. ГИДРОСФЕРА

24.Основные части гидросферы. Воды суши: поверхностные и подземные.

25.Особенности поверхностных вод края. Реки, озера, водохранилище, пруды, болота. Практическая работа «Составление гидрологической карты района»

26.Связь между рельефом и характером течения рек Узденщины. Речная система, речной бассейн. Практическая работа «Определение скорости течения реки»

27.Практическая работа «Описание источников питания и особенностей годового режима рек района»

28.Практическая работа «Построение поперечного профиля долины реки Уздянки». Речная долина и ее элементы: русло, пойма, терраса, склон.

29.Балтийско-Черноморский водораздел: Узденский маршрут древнего пути «из варяг в греки»

30.Экскурсия в заказник «Истоки Немана»

31.Происхождение озерных котловин

32.Болота нашей местности. Происхождение и источники питания. Мелиорация.

33.Подземные воды. Чудодейственные источники. Воды грунтовые, межпластовые, верховодка, напорные. Родники. Святой колодец в д.Язвины, Николковская крыница. 

34.Хозяйственное использование рек, водохранилища, прудов, подземных вод района. Охрана вод суши

35.Конференция «Семь чудес природы Узденского района

 

Программа факультатива

«Физическая и экономическая география родного края» в 7-х классах

Цель – дать представление об особенностях природы, закономерностях размещения населения и хозяйства Узденского района


Задачи:
- формирование представлений об отдельных оболочках Земли и целостности географической оболочки, хозяйственной деятельности населения на примере территории Узденского района;
- закрепление первоначальных географических знаний и умений с привлечением краеведческого материала

 


 

Программа факультатива

«Население Узденского района» в 8-х классах

Цель курса – помочь школьникам получить дополнительные знания о населении и топонимии края, выделить особенности культурного окружения, показать значимость его для национальной и общечеловеческой культуры

Задачи курса:
- обобщение и систематизация фактического материала по населению района;
- развитие навыков поисково-исследовательской работы и творческих способностей учащихся;
- формирование уважительного отношения к родному наследию, чувства патриотизма и национальной гордости


Программа факультатива

 «Родной край. Исследовательская и проектная деятельность» в 9-х классах

Цель курса – помочь школьникам получить дополнительные знания о родном крае, выделить природно-хозяйственные особенности Узденщины, показать ее неповторимость.

Задачи курса:
- развитие навыков поисково-исследовательской работы и творческих способностей учащихся;
- обобщение и систематизация краеведческого фактического материала по району;

 

Программа факультатива

«Мой край – Узденщина» в 10-х классах

Цель курса – систематизировать накопленные знания о закономерностях функционирования территориальной природно-хозяйственной системы Узденского района.

Задачи курса:

- совершенствование навыков поисково-исследовательской работы и творческих способностей учащихся;

       - ознакомление с принципами рационального природопользования, эффективного хозяйствования, охраны  природной среды, бережного отношения к природным ресурсам района.

Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (18.06.2013)
Просмотров: 1089 | Теги: Игорь Анатольевич Ткаченко, Узденщина, Краеведение в системе образования У, Узденский район, Исток Немана, выток нёмана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz