СКАЗ О МАСТЕРЕ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА И ЛУЧШЕМ ДУДАРЕ НА СВОЕЙ УЛИЦЕ, ИЛИ ДЛЯ ВАС РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, ЧЕГО МЫ НЕ УСПЕВАЕМ В СУЕТЕ УБЕГАЮЩИХ ДНЕЙ...
Жаль, что мы, взрослые, твердо уверены, что не бывает на свете волшебников и вместе с ними всяких чудес.
...Небольшой продолговатый деревянный футляр. Человек бережно раскрывает его и начинает показывать содержимое:
— Вот эта дудочка из молодой сосны. Выкрутишь из ветки сердцевину — и инструмент тебе готов. А эта, сейчас соберу, мне и кий на старость, и мушкетон, могу на охоту на зайца ходить, и играет голосисто, зычно. Послушайте... А тут вот две почти одинаковые, только одна из них на пол-тона ниже берет. Интересно делать жалейки из соломки. Надо поймать тот день, когда колос стреляет с наибольшей силой. Не сразу запоет соломка, она двадцать секретов имеет. Разгадаешь — не нарадуешься потом. Она тебе и куликом заплачет, и соловьем разойдется, и «Катюшу» сыграет...
На глазах происходило чудо. Грубые, сильные пальцы кузнеца удивительно чутко собрали из маленьких соломинок жалейку, которая заканчивалась колосом.
— Четыре года эта соломка у меня играет, а были такие, что и девять, и пятнадцать лет жили. А где ж моя скрипка, Гэля? Сыграю я вам, гостики, застольный марш, а то заговорились, на столе бульба остыла...
Крепкая фигура. Уверенные черты лица. Спокойные, умные глаза. Густой, седой ежик, как у академика Амосова. Кузнец Вячеслав Степанович Протасевич, простояв у горна ровно тридцать лет и один день, теперь на пенсии.
Его жена, Елена Николаевна, улыбается: «Только вот никто не сможет отправить на пенсию его от всех дудок и скрипок. Когда заиграет, так и у меня, старой, ноги сами плясать просятся».
Восьмилетним мальчиком вынужден был отдать его отец пасти панских коров.
Целые дни и месяцы от восхода до захода он слушал лес и поле. Симфония природы стала для него первой и единственной музыкальной школой. Все мастерили пастушки, но особенно любили дудочки. Идут косцы с луга, а они, в кустах, спрятавшись, как заиграют марш в пять жалеек. Те сначала крестятся, а потом — с хохотом искать шалунов. Его отцу стали говорить люди — купил бы парню скрипку, уж очень хорошо у мальчишки получается. Наскреб отец грошей и купил ему подержанную скрипку. Радости-то было! Вся деревня собиралась слушать. Нот он не знал и никогда в жизни не учил, но на слух, что только не сыграет!
А в двадцатые годы расщедрился его дядя, продал корову и выписал для племянника из Лейпцига скрипку под номером три. С этой скрипкой он и сейчас ходит на деревенские свадьбы. Раньше их в деревенском оркестре четверо было, но сегодня уже нет тех, кто играл на цимбалах и бубне, остались вдвоем с гармонистом.
— Перед свадьбой непременно старики с молодыми поспорят. Одним — скрипку, другим подавай эстрадный оркестр из клуба. Так мы теперь только на каждой второй-третьей свадьбе играем. Оно, конечно, если музыка красивая и музыканты толковые, нет разницы, современно или несовременно. Человеку на душе хорошо, а ногам весело — чего ж еще больше на свадьбе от музыкантов надо?
Только не про одни свадьбы я разговор воду. Вот увлеклась молодежь гитарами. Хорошо. А почему только гитарами? А сколько красоты в духовой музыке! У нас в Узде есть оркестр, в Доме культуры, который по праздникам играет, так там почему-то одни трубы в почете. А два дорогих классных кларнета пылятся, потому что никто не умеет с ними обращаться. Я с удовольствием сыграл бы, да годы дают знать, воздуха не хватает... Кларнет или скрипка за два километра из-под духовой музыки слышны. В жизни должно быть много музыки, тогда человек будет лучше сам себя понимать, больше других ценить, веселее и добрее будет...
Так рассуждал кузнец, в иную пору сутками стоявший у горна, но у которого всегда хватало времени, чтобы взять в руки жалейку, вложить в нее душу, выговориться...
Вот теперь, кажется, пришли счастливые минуты для покоя. Честно пройдена немалая дорога, вывел в люди троих детей, помогает растить им внуков. Есть достаток в доме, не покидает пока, слава богу, и здоровье.
Но спокойно не сидится. Руки без работы не могут. Все переделает Елене Николаевне по хозяйству, а потом начинает колдовать. Так появилась дудочка, напоминающая тромбон, теперь думает, как сделать барабан «со свистюльками», чтобы шире диапазон звучания был.
...Не было акустики концертного зала, его торжественности. Сольный концерт Протасевича состоялся в тот вечер у него дома. На душе было так ясно, просто и хорошо от пересказанных на жалейках тайн леса, от народных мелодий, без которых во времена былые не обходились ни масленица, ни гадания в ночь на Купалу. А когда он взял в руки скрипку! Таки сплясала в тот вечер Елена Николаевна польку со своим внуком.
В один из дней мы поехали в Роспы, туда, где родился Вячеслав Степанович Протасевич. В этой деревне в 1939 году посватался к своей Гэле. Пяти сватам до него отказывала, а в нем свою судьбу признала. В Роспах, на месте их бывшего дома, стоит памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну. На гранитной плите высечены и восемь фамилий Протасевичей — их родственники.
В те тяжкие для Отечества дни, когда каждый штык влиял на исход битвы, он был бронирован райвоенкоматом от призыва на фронт. Так и не разнюхали полицаи, кто в гололедицу ковал лошадей для партизанских разведчиков, кто передавал в лес оружие. Ему бы только ствол, а остальное, автомат, уже было делом техники. Некому было, да и чужого человека не возьмешь, поэтому и проработала маленькая, сильная Елена Николаевна всю войну молотобойцем при нем. На ласковые слова за работой он скупой, скорей готов был зычно разойтись, но и то однажды не удержался: ««Да ты лучше любого мужика мне норовишь в работе». Если серп делали, так зубчик к зубчику шел, если топор закаляли, его еще через тысячу лет археологи найдут и будут радоваться, что так хорошо сохранился.
Только фронт откатился на запад, за пределы района, стали сразу восстанавливать хозяйство. Он был один кузнец на три колхоза. И плуги нужны были, и бороны. Собирали по полям осколки войны, приносили в кузницу, и чего только Протасевич не творил из железа. Люди к нему со своими просьбами изо дня в день: кому ухват, чугунок, кому лопату, сковородку, а кому... Осталась после пожара швейная машина, выбросить ее хотели, но взялся Протасевич — и вернул ее целую. Очки сломались — опять к нему же. А однажды кто-то рассказал, что видел часы с кукушкой. Через несколько недель Вячеслав Степанович спросил: «Такие?» Дивные получились часы. Казалось, нет такой работы, к которой он не был охоч.
...Теплый субботний день клонило к вечеру. Люди, возвращаясь с поля, задерживались на «вечерние заседания»» на завалинках. Щедро усыпанные антоновкой, торжественно стояли в лучах заходящего солнца яблони в садах. Босоногие мальчишки играли в «Чапая», поднимая пыль деревенской улицы. Они шли по Роспам, здороваясь с каждым, шуткой, отделывались от частых приглашений зайти в дом, поблагодарили за груши, которыми угостила бывшая соседка.
Улица их молодости, их жизни. Если мне надо будет кому-то объяснить, что люди бывают красивы во все времена, я расскажу, как тогда спокойно и твердо в расшитой орнаментом льняной рубашке шел Вячеслав Степанович рядом со своей судьбой в цветной шаленовке.
Возвращаясь обратно по длинной улице, они говорили каждому: «До свиданья», будто выходя из доброго дома.
ПОМНИТЕ притчу о трех портных, когда первый из них аршинными буквами вывел на своих воротах: «лучший портной в городе», второй — «лучший портной в государстве», а третий прикрепил скромную вывеску: «лучший портной на этой улице», и все люди пошли к нему.
..В командировке закапризничала машина, нужна была какая-то запчасть. Пришлось обратиться за помощью к местным руководителям. Представились, рассказали, что интересует в Узде нас человек необыкновенного дара.
— А кто это такой, Протасевич?
Тут же был вызван зам и отчитан за то, что тот не знает, какие люди живут в районе.
63 года. Они бежали друг за дружкой, выстраивались у него за спиной, подгоняли в завтрашний день. Вячеслав Степанович вспоминает, что однажды после войны пригласили его в Минск на важном концерте выступить вместе с оркестром Жиновича. Репетиции прошли удачно. Но вот кто-то перед выходом на сцену попросил его посмотреть уникальную дудочку из соломки, которой было 15 лет. Взял Протасевич дудочку, а у нее голос пропал. Было у него другая, в чемодане племянника. Нашли племянника, а тот ключ от чемодана где-то посеял. Открыли чемодан, а концерт уже кончился... Не судьба, наверное, была людям показать, чему научился.
И уже совсем недавно приехала творческая группа Белорусского телевидения делать о нем цветной фильм. По заказу Интервидения о народных умельцах Белоруссии.
О нем узнают в других странах, а дома спрашивают, кто такой Протасевич. Не верят как-то, что бывают лучшие портные не только в государстве, но и на своей улице.
Елена Николаевна, помню, рассказывала: «Люди смеются, пожилой человек, а всю жизнь цацками занимается».
Правда, пришли однажды к Вячеславу Степановичу из Узденской школы-интерната: «Но согласитесь ли вы у нас кружок вести?» «Да со всей душой, дорогие дети...»
Пришли дети на занятия раз, другой, пальцы не слушаются, дудочка из губ выскальзывает. Трудно и совсем непросто, не так, как издали казалось. Энтузиазм улетучился. Если в придачу нет способностей, тогда ничего больше и не остается. Так они и расстались.
В разговорах его немало грусти: не вечный я на земле человек, заинтересовался бы кто-нибудь, всему научил бы, что умею. Вот одна надежда на внука, детям я не смог передать в наследство, как душу в музыке находить... В этом году внук пойдет в музыкальную школу. Я для него сам скрипку сделаю.
Сделаю скрипку... Вячеслав Степанович показал из чего. Кто-то из знакомых нашел среди рухляди на чердаке то, что когда-то называлось скрипкой. Гриф давно без струн да рассохшийся на три пальца резонатор. Но его поразила изящная форма, через лета сохранившаяся тигровая расцветка высококачественного дерева. А вдруг она из тех, знаменитых скрипок Страдивари? Будет внуку именитая скрипка, возвращенная с того света!
Каждый из нас приобретает невидимый капитал от встреч с интересными людьми. Они не проходят бесследно.
Что осталось после встреч с Протасевичем? Замысловатые до невероятности дудочки, душу не оставляющая спокойной музыка? Не только.
Знать тропинки в лесу, куда ходишь за грибами, ямы в речке, где ловишь рыбу, что ж тут особенного. Поражало другое, с каким молчаливым знанием и любовью идет человек по земле. Он долго переживал, когда увидел, что две телеги, разминаясь на полевой дороге, помяли на обочине рожь, он заботливым хозяином вел себя в большом лесу...
Медлительность (но не от возраста!), спокойствие, уверенность, умение увидеть камыши, наклонившиеся от ветра напиться воды в р.Уссе, талант услышать и объяснить птичьи разговоры в остывающем от лета бору. Мы шли рядом, и мне припомнился один «городской» эпизод из суеты убегающих дней.
На считанные минуты нас собрал под козырьком киоска взявшийся невесть откуда короткий буйный дождь. Кто-то нервно посматривал на часы, кто—нетерпеливо на тучку, набегающую на солнце.
— Ой, какой дождь! — не обращаясь ни к кому конкретно, радостно молвила женщина с загруженной авоськой.
Кто-то недоуменно на нее оглянулся.
— Вы посмотрите, как он пузырится. На веселье разошелся. Такие солнечные дожди цыганскими называются. Земля любит их, к доброму урожаю они случаются.
Она тихо и мудро рассуждала, не замечая того, что каждый, оставаясь сам по себе, был уже объединен какой-то тайной.
Дождь окончился так же неожиданно, как и начался.
— Бабуся, пошли, — мальчишка лет семи потянул ее, зачарованную, за руку...
Сколько дождей видела в своей жизни эта женщина, а говорила о нем, будто о самом первом.
Солнечный «цыганский» дождь, увиденный чужими глазами, сделал что-то невероятное. Вдруг расхотелось куда-то бежать, опаздывать, успевать. Брызги из-под колес машин превратились в радуги.
Я.Холяво,
специальный корреспондент «Знамени юности».
Узденский район.
«Родник», видеофильм 1975 г.
ПРАТАСЕВІЧ Вячаслаў Сцяпанавіч, нарадзіўся 30.4.1913 г. (02.11. 1992 г.) у в. Роспы Капыльскага раёна, беларускі народны майстар традыцыйных музычных інструментаў, выканаўца на дудцы, скрыпцы, жалейках з саломкі, кмену, чароту і інш.
Удзельнік партызанскага руху на Беларусі ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Пасля вайны больш за 30 гадоў жыў і працаваў ва Уздзе.
3 1977 г. у Мінску — у Дзяржаўным акадэмічным народным хоры Беларусі імя Г.І.Цітовіча, у фальклорна-этнаграфічным ансамблі «Харошкі» — майстар па рамонце і настройцы унікальных народных музычных інструментаў.
Вырабляў дудкі, жалейкі, альты, скрыпкі, цымбалы, ліры і іншае, якія вылучаюцца прыемным тэмбрам, добра трымаюць строй. Інструменты Пратасевіча выкарыстоўваюць у канцэртнай практыцы вядомыя творчыя калектывы Беларусі.
Многія інструменты зберагаюцца ў Дзяржаўным музеі БССР, Уздзенскім краязнаўчым музеі, Літаратурным музеі Янкі Купалы ў Мінску.
Для Пратасевіча-выканаўцы былі характэрны разнастайнасць прыёмаў варыянтна-варыяцыйнага і фактурнага развіцця, пачуццё музычнай формы. Лаўрэат 1-га Усесаюзнага фестывалю самадзейнай мастацкай творчасці працоўных (залаты медаль; 1975-1977), неаднаразова ўдзельнічаў у перадачах Беларускага тэлебачання і радыё, музычна-этнаграфічных канцэртах.