Материал
из Википедии — свободной энциклопедии
Соломо́н Маймо́н (нем. Salomon Maimon,
ивр. שלמה
מימון; между 1751 и 1754,
Жуков-Борок (около Мира, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая; ныне
— в Столбцовском районе Минской области Белоруссии) — 22 ноября 1800, Нидерзигерсдорф
близ Фрайштадта, Силезия (ныне — польск. Podbrzezie Dolne) близ Кожухува в
Польше) — немецкий философ еврейского происхождения, критик Канта.
Известен
более всего как автор книги воспоминаний, где ярко описал состояние евреев Речи
Посполитой XVIII века, а также свою собственную биографию как раннего
представителя движения Гаскалы. Будучи самоучкой, сумел войти в высшую
интеллектуальную элиту Германии. Был единственным из оппонентов Канта, критику
которого Кант одобрил.
Биография
Ранние
годы жизни
Соломон
Маймон (Хайман) родился и вырос в государстве Речь Посполитая, которую он сам
называл просто Польша. Позже он сменил фамилию на Маймон в честь Маймонида. Дед
и отец были потомственными арендаторами поместья во владениях князей
Радзивиллов; отец получил раввинское образование. Имущественное положение семьи
было поначалу относительно неплохое, но ненадёжное и бесправное. Среди детских
впечатлений Соломона — семья прячется в лесу от гнева местных панов, дед
подвергнут пыткам по навету.
Отец-раввин
начал обучать мальчика в шесть лет книге Бытия, позднее — Талмуду. Мальчик
проявлял пытливый ум, спросил отца: «Кто сотворил самого Бога?»; иногда за
дерзкие вопросы получал от отца пощёчины. Когда он немного подрос, отец
запретил сыну читать что-либо кроме Талмуда, но Соломон тайно изучал немногие
книги на иврите, бывшие в доме, например, искажённый перевод на иврит сочинений
Иосифа Флавия.
Как описывает Маймон в своей автобиографии, наибольшее
впечатление на него произвела книга Давида Ганса «Цемах Давид», она открыла
мальчику существование математики и астрономии. По описанию книги Соломон
соорудил армиллярную сферу, которую скрывал от отца.
Семилетний
Соломон и его старший брат, двенадцатилетний Йосеф, были отданы в еврейскую
школу в местечке Мир. В воспоминаниях Маймона школа выступает в самом мрачном
свете, там практиковались телесные наказания, иногда довольно жестокие. Учитель
Йосефа, например, мог выбить глаз или оторвать ухо. Дети были там целый день,
обучение сводилось к чтению недельных разделов Торы, более всего — начальных
стихов разделов.
Грамматике
иврита при этом не уделялось никакого внимания, да и о грамматике родного идиша
никто не имел представления. Учитель и его помощники вели себя по-диктаторски и
даже отбирали у детей еду.
Все сидели в одном классе на скамьях или на земляном
полу. Словарей не было тоже, к тому же учителя не проводили чёткого разделения
между собственным значением слова и его толкованием в Мидраше.
Комментаторы-грамматисты, такие как рабби Давид Кимхи и Ибн Эзра, тоже не
входили в программу.
Отец
Соломона испортил отношения с управляющим, выиграв против него судебный
процесс. В отместку управляющий при первой возможности согнал семью Хайманов с
насиженного места. Это произошло в середине зимы, и они потеряли и хранившийся
в амбарах урожай последнего года, поэтому положение семьи быстро стало тяжёлым.
Мать Соломона временно лишилась рассудка.
Семья
обосновалась в местечке Могильно, которое князь К. С. Радзивилл объявил
слободой. При этом было поставлено условие, чтобы семейство Хайман построило
дом не хуже местного арендатора, что привело к окончательной утрате оставшегося
у них капитала.
Соломон
был послан в Ивенец, в еврейскую школу следующей степени, где учат Талмуд.
Преподавание в этой школе тоже не удовлетворяло пытливый ум подростка. К
счастью для него, им заинтересовался раввин города и стал обучать его сам.
Рабби стимулировал ум ученика к самостоятельной работе над главными вопросами,
предварительно объяснив второстепенные детали.
Обучение пошло настолько успешно, что уже к 11
годам Соломон имел репутацию выдающегося талмудиста и, как следствие, завидного
жениха.
За Соломона боролось несколько семей — в ход шла торговля, интриги,
судебный процесс и даже попытка похищения. В итоге победила содержательница
постоялого двора в Несвиже, мадам Рисся (Rissia), и одиннадцатилетнего Соломона
женили на её дочери Сарре. К этому моменту мать Соломона скончалась.
Полная версия статьи