Тур выходного дня: в гостях у сказки
Беларусь
За это мы и любим выходные – за
возможность выехать из серого города, хотя бы ненадолго отвлечься от
повседневных забот и… осознать, какая красота нас окружает и насколько
неправильно мы живем.
Сегодня наш путь лежит в деревню Большая
Уса. Сворачиваем с брестской трассы на Энергетик, едем в сторону Узды, а там,
сразу за Литвянами, указатель на нужный нам населенный пункт. Еще несколько
километров по гравийке – и мы у старой сельской школы, в которой теперь живет
самый обычный необычный человек.
В различных краеведческих журналах
Большая Уса фигурирует как деревня, которая дала Беларуси двух талантливых
людей, которые по чистой случайности оказались полными тезками. Имя первого
увековечено в его литературных произведениях и на стене дома, заново
отстроенного после войны на месте того, в котором жил поэт Пятро Глебка.
Второй Петр Глебко ныне здравствует, к
нему мы и направляемся в гости.
- Когда-то меня забыли в этой школе, -
вспоминает он. – Учительница ушла, двери на замок, а я остался. Сидел возле
этого окна. Потом сестра прибежала меня искать. Тогда я подумать не мог, что
буду здесь жить. А потом купил эту школу за три месячные зарплаты
директора сельского клуба. Вот как жизнь повернулась.
О дяде Пете (так называем его мы –
«особо приближенные») много всего написано и снято. Но нас он интересует не
столько как фотохудожник и резчик по дереву, сколько как человек с небычным
взглядом на обычные вещи, при этом влюбленный в жизнь и природу. Один день,
проведенный с ним в его доме и на участке, переворачивает представление о
материальном и духовном мире зажиточного сельчанина.
- Знаешь, что я нашел на огороде?
Орудие каменного века!
- Да ну…
- Не веришь? Пошли покажу.
И он тащит меня за руку, показывать
какой-то камень.
- Откуда Вы знаете, что это каменный
век?
- Ну как, ты только посмотри: он не
сам по себе такой, его затачивали, а если посмотреть на солнце – он
переливается. Это значит, что камень не крошится. Белорусы не были дураками…
В коллекции дяди Пети много уникальных
находок из собственного огорода. Он ничего не пропускает мимо. Вот пуговица от
офицерской шинели
…вот монета, которая, по словам ее
хозяина, была отчеканена в 1660-х годах.
- Я брал специальную книжку по
монетам, узнавал время ее изготовления. Видишь, на ней написано solid? Так вот
их чеканили где-то здесь. А потом была пущена в оборот партия фальшивок. Так у
меня и есть фальшивка! Представляешь?! – и дядя Петя чуть не хлопает в ладоши
от радости. – А еще я в речке нашел пряжку от офицерского ремня с орлами.
Об этой стороне творческой личности
Петра Глебки знают немногие. В основном люди приходят к нему посмотреть на его
деревянные скульптуры. Но гораздо интереснее их - его дом и двор. Это
настоящий музей, по которому можно водить экскурсии, главные экспонаты которого
- находки хозяина.
- А ты видела наш новый камень? Мы
назвали его «Автограф Господа». Я нашел его в Каменке, на свалке.
В частной коллекции Петра Николаевича
много всего необычного, что создала природа и человек. Вот еще одна композиция,
которую он назвал «Зажигалка».
- А эту елку я случайно нашел в лесу в
Дзержинском районе, - рассказывает он.
- Ей лет 80, не меньше. Это не
какая-нибудь специальная порода. Это просто «неправильная» елка. У
деревьев бывает такая патология, когда в кроне появляются такие «сгустки». В
народе это называется «ведзьмiна мятла». Так вот эта ель – сплошная «ведзьмiна
мятла». Я когда ее увидел, чуть не обомлел. Копал ее три дня, чтобы к себе
перевезти, потом лебедкой тянули. У меня даже фотка где-то есть.
Последнее из необычных находок –
гигантская раковина «беззубки», которую он нашел в торфяном озере неподалеку.
Она была пустая, но моллюсков таких размеров в белорусских водоемах многие
вообще никогда не видели. Поэтому раковина была перенесена в собственноручно
выкопанный водоемчик, в котором отлично прижились золотые караси, вечно орущая
по вечерам жаба, и даже размножились «беззубки» с того самого озера.
У дяди Пети вообще особые отношения с
природой. Лесные жители удивительным образом не только его не боятся, но и
время от времени одаривают.
Этот снимок Петр Николаевич сделал,
гуляя по лесу.
- Семья оленей прошлась в метрах 12-ти
от меня. Я притаился, пока достал фотоаппарат, они уже ушли.
А еще в этом году он нашел оленьи
рога. Вот так они пролежали на земле целый год.
Вес находки – порядка 9 кг. Мы,
конечно, не смогли упустить возможность «примазаться».
А еще на участке дяди Пети есть масса
диковинных растений. Например, у него растет киви. Правда, плоды его не совсем
такие, как мы привыкли, но на вкус – оно самое!
Именно у него я впервые в
жизни попробовала плоды японской ягодной яблони.
- Так их «не ўбiць у рот», а как
только морозец прихватит – не оторваться! – хвалится хозяин.
Голубые ели, пирамидальные туи,
плакучие лиственницы – все это не просто элементы ладншафтного дизайна. Как
уверяет Петр Николаевич, у него каждое деревце и каждый куст – на своем месте.
С их помощью он создает особый благоприятный микроклимат. И действительно,
находясь на участке, чувствуешь что-то необычное. Может, не совсем как в
сказке, но по меньшей мере совсем не в обычной белорусской деревне.
Даже "санузел" у художника
не совсем обычный
- Баня еще не закончена. На лавке я
хочу сделать две деревянные скульптуры – мужчину и женщину, как будто они
только вышли из бани, - делится планами художник. – Их ноги будут в тазике, а
по бокам стоять такие же "цэбары", как с медведями, чтобы люди могли
в них фотографироваться.
А здесь у меня в «сячкарне» – бар.
Откидываешь – и оп!
Поистине дядя Петя непредсказуемый человек.
И за что бы он ни взялся, все у него получается как-то с задором, с душой, даже
огородное чучело – все не как у других. Больше того – после общения с этим
человеком вдруг приходит мысль о том, что мы в городе живем как-то неправильно,
не замечая смены пор года, заезжая в лес только для того, чтобы набрать его
даров, приезжая на речку посидеть за шашлыком с компанией. Все это как-то
мелко, банально, обыденно. А ведь сколько раз замечала: стоит копнуть глубже,
как привычное предстает в совсем другом свете.
Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора и фотохудожника Петра Глебки
Источник: http://www.abw.by/news/131359/ |