Четверг, 25.04.2024, 23:40

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №4 (январь 2013 г.) [7]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №5 (февраль 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) [9]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №7 (апрель 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №8 (май 2013 г.) [5]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №9 (июнь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №10 (июль 2013 г.) [10]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №11 (август 2013 г.) [8]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №12 (сентябрь 2013 г.) [6]
Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №13 (октябрь - ноябрь) 2013 г.) [4]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша связь с Узденщиной?
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА
Главная » Статьи » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА 2013 год » Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.)

Туристические маршруты. «Путь из варяг в греки: Узденский вариант», начало

 

 

АННОТАЦИЯ

 

  Оригинальность и уникальность исследовательской работы «Путь из варяг в греки: Узденский маршрут» заключается в том, что  подобного туристического маршрута нет ни в области, ни в республике.

Новизна и значимость состоят  в том, что на основе географических методов исследования обоснованы возможности существования в прошлом отрезка волочного пути в междуречье Лоши и Шати и на этой основе разработан туристический маршрут.

       Информационной базой являются топографические карты – 1902 г, Польского Генерального штаба 1932 г., Генерального штаба Советской Армии 1950 г.(номенклатурный лист N-35-91), результаты краеведческих исследований данной территории. Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к  изучаемым объектам, доподлинной обработкой полученных данных.

       Структура работы иллюстрирует логику, содержание и результаты проведенных исследований. Слагается из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, включает 2 картосхемы, 21 рисунок.

Работа имеет практическую направленность. Маршрут «Путь из варяг в греки: Узденский маршрут»  внедрен в работу отдела туризма и спорта  Узденского районного исполнительного комитета. Исследование будет полезным для учащихся, студентов, изучающих  курсы «География Беларуси», «История Беларуси», краеведов, для всех, кто желает больше узнать о природном и историческом наследии этого замечательного уголка Беларуси.

                                   


ВВЕДЕНИЕ

Одним из современных направлений динамичного развития Беларуси является сфера услуг, которая базируется на использовании местных ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, эффективном управлении и др. Грамотное использование данных факторов позволяет развивать одно из современных и динамичных направлений сферы услуг туристскую отрасль. Ее развитие играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. В соответствии с «Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 год» в стране предполагается  создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В программе определены перспективные направления: транзитный, познавательный, агроэкотуризм, спортивный, рекреационный, оздоровительный и религиозный туризм.[1]

Особенно актуальна реализация этой программы для небольших районов аграрной специализации, подобных Узденскому. Механизмы вовлечения объектов природного окружения и материально-культурного наследия пока недостаточно способствуют действенному развитию туризма в регионе.

Узденщине высшей волей выпало уникальное право находиться в центральной части Беларуси на Балтийско-Черноморском водоразделе. И хотя это не географический центр (он находится всего в 50 километрах от райцентра на территории соседнего Пуховичского района),  однако подлинная культурологическая, языковая сердцевина страны. На  Узденской земле берет начало «бацька-Нёман», насчитывается более  150 памятников истории, археологии и архитектуры.

Объектом данного исследования является география древнего пути «из варяг в греки».

Предмет исследования – анализ географических условий трассы торгового пути в пределах Лошанско-Шацкого междуречья Узденского района.

           Цель работы - доказать возможности существования в древности Узденского отрезка «пути из варяг в греки» для разработки и оптимизации тематического туристско-экскурсионного маршрута познавательного характера на территории Узденского района Минской области. При выполнении работы необходимо было решить следующие задачи:

1) выявить природные, хозяйственно-рекреационные и историко-культурные особенности предполагаемой трассы;

2) обосновать аналитическим, экспедиционным, картографическим методами возможность существования Узденского отрезка «пути из варяг в греки», волочного отрезка в междуречьи Лоши и Шати;

3) создать туристическую схему с перечнем объектов природного, культурного, исторического наследия и объектов инфраструктуры, осуществить «привязку» названных объектов к маршруту.

В работе использовались различные подходы к изучению объекта исследования: ретроспективного и пространственного анализа, конкретность, литературный. Принцип территориальности заключается в том, что исследования привязаны к конкретной территории – Узденскому району, Лошанско-Шацкому междуречью.

Территориальная общность компонентов выступает как решающий фактор при формировании экскурсионного тура. Территориальный подход сочетался с принципами комплексности и конкретности. С помощью ретроспективного подхода произведен анализ генезиса маршрута торгового пути. Этот метод позволил ответить на вопросы, как возник,  использовался и изменялся на протяжении времени объект наследия. В работе использовалось около 20 литературных источников. Составной часть пространственного анализа является картографирование и картографический анализ. Картографический метод позволяет изобразить пространственное расположение и локализацию объектов маршрута.

В результате исследования были составлены картосхемы, профиль, отражающие географию Узденского маршрута «пути из варяг в греки»; схема туристического маршрута, проведен анализ размещения и объектов.

 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Историко-географический анализ маршрутов «из варяг в греки»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\путь.jpgПуть возник в начале IX в. (не позднее 825-30 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет — дирхемов первой четверти IX в. Наибольшее значение имел в X — первой трети XI вв., во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. [2] Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и Неманско-Припятскому, частью которого, на наш взгляд, был Узденский отрезок.




Рис.1.1 Схема пути из варяг в греки



 «Варяжские» пути использовались в качестве торговых между севером и югом, точнее – между странами Скандинавии и Черного (Русского, Византийского) моря. В них были заинтересованы прежде всего скандинавы, или – норманны, варяги («вар» - от индоевропейского «вода», «большая вода»; варяг, варанг, варин,  варист – представитель народа, который живет возле моря).

Если вначале на Русь стремились скандинавские князья с дружинами, то с ХI века – искатели добычи и приключений, гости-купцы. Земля Полоцкая, как и Киевская, неоднократно упоминаются в древних скандинавских сагах. Для наших предков варяги были людьми нужными, хотя и чужими, имеющими свой интерес. Название варанг относится более к рутенам, лютичам, которые проживали на южном побережье Балтики, в том числе и возле  устья Немана. Поэтому необходимо отличать варягов и норманнов. Если норманны узнали Русь не ранее Х в., то варяги с Балтики были тут в IХ и даже в конце VIII века. Существовала даже варяжская дружина в древнем Полоцке.

По мере освоения этого пути варяги колонизировали прилегающие к нему земли, заселенные славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Таким образом возникли государства-княжества династии Рюриковичей. Сначала в Новгороде  и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве. [3]

Возникает вопрос: почему путешественники шли не через Западную Европу, по самому короткому пути? Одним из ответов может быть то, что на Pycи и прибалтийских землях им был обеспечен, говоря современным языком, режим «наибольшего благоприятствования». В пользу этого свидетельствует Договорная грамота смоленского кня­зя Мстислава Давыдовича с Ригой и Готским берегом от 1229 года (она, кстати, является первым памятником старобелорусской письменности). Тактика pycскиx князей была однозначно направлена на развитие и укрепление торговли и торговых путей. Маршрут охранялся и защищался  их специальными договорами, которые не теряли силы даже во время внутренних разногласий. Торговые перемещения были для обоих сторон взаимовыгодными.

Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шелковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованную и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии и, наконец, захват монголами приволжских земель положили конец пути «из варяг в греки».

Как указывается в «Повести временных лет», единственном письменном «свидетельстве» его существования, «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров СкандинавииСигтуны, Бирки или Висбю — проходил Балтийским морем через пролив Сёдра Кваркен в Або-Аландские шхеры,  затем по реке Неве (здесь были пороги), по Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по реке Ловати, затем волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля (еще один волок) в речку Катынь, впадавшую в Днепр.

Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю — вдоль европейского побережья до Константинополя. Путь имел многочисленные разветвления: самый древний вариант северной части шёл напрямую из Балтийского моря в Западную Двину. Затем, через волоки в Верхнее Поднепровье (р.Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Южная часть пути также имела разветвления: в Азовское море, вверх по Дону, волок к правому притоку Волги — Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море. Также от устья Днепра шёл торговый путь к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган [4]  , Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин [5] , С. Э. Цветков [6] и др.) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний).

Из словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона узнаем, что вход в Неву усеян песчаными рифами, что препятствует судам с осадкой в 5—6 (1,86 м) футов свободно проникать в нее из Ладоги. На реке Волхов две группы порогов, поэтому в древности здесь суда разгружались и товары везли в обход сухим путем. Падение воды в Волховских порогах 29 футов 6 дюймов (более 9 м), течение бурное.

Среднее навигационное время для Волхова 215 дней. Судоходство по Ловати производится главным образом весной, в остальное время оно затруднительно вследствие порожистого и местами каменистого дна. Торгово-экономическое значение Днепра представляется, однако, довольно ограниченным. Причина этого заключается, между прочим, в существовании порогов, делающих сквозное по Днепру судоходство невозможным и разделяющих его на две весьма неравные части, представляющие собой как бы две совершенно отдельные реки.  Таким образом, Верхнеднепровский бассейн, отделенный от Черного моря несудоходными порогами и соединенный только номинально с Балтийским, оказывается совершенно замкнутым, а судоходство по его водным путям – чисто местным.

С географической точки зрения плавания значительно затруднялись из-за необходимости преодоления волоком двух водоразделов — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика–Волхов–Ловать–Двина–Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше чем по маршруту Балтика–Двина–Днепр (с одним волоком) проходящий через города Рига, Полоцк и Смоленск. Западную Двину знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на о. Готланд.

Существовал и не менее удобный путь Балтика–Висла–Буг–Припять–Днепр (также с одним волоком) проходящий через города Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева, функционирующий и в настоящее время. [7] Ф.Д.Климчук утверждает, что путь из Балтики в Черное море по Западному Бугу и Припяти действовал еще в эпоху верхнего палеолита. [8]

Самым коротким был маршрут, который начинался с Балтики, из устья pеки Неман, переходил через притоки Припяти, реки Птич, Случ или Свислач, в Днепр. Г.С.Лебедев утверждает, что серия монетных находок указывает на движение «серебряных ниток» к Балтике с Днепра по Неманскому пути. [9] Эту точку зрения поддержал киевский ученый В.Н. Заценко. По его мнению, монеты арабского халифата стали поступать в Верхнее Понеманье с 50-х годов VIII cтолетия.  

В пользу этого свидетельствуют три значительных клада, найденных в районе Минска с монетами VIIIXI веков. Они были обнаружены в  районе рек Птичи и Свислочи. В деревне Новый Двор, в частности, в 1871 году найден клад как германских, так и византийских монет. В 1958 году у деревни Дегтяное найден большой клад древних монет и ювелирных изделий. Он был спрятан около 1050 года. Клады и отдельные находки арабских монет IX – начала XI в.в. отмечены в деревнях Греск, Питевщина, Новоселки, местечке Койданово. [10]



Глава 2. Узденский маршрут: миф или реальность

Подробно Нёманско-Днепровский и другие  варианты волочных мест в свое время анализировал известный географ В.А.Жучкевич. Он отдавал среди ниx преимущество Лошанско-Шацкому варианту.            Н. Азбукин еще в 1927 году привёл схему переволочного отрезка пути со следующим описанием: «Расположенный на реке Днепровского














Рис.2.1 Схема Лошанско-Шацкого пути по Н.Азбукину

водосбора и при этом близко от начала Нёмана, Шацк мог быть уже в очень давние времена важным торговым пунктом. Местное население рассказывает, что через Шацк когда-то пролегал  важный водный путь из Днепра в Неман. Этот путь шел по Днепру, Припяти, Птичи, Шати до озера, от которого теперь осталось так называемое Бешеное болото, откуда по речке до Переволоцкого болота, которое также было озером, и далее волоком по лощине от Переволоки до реки Лошы возле местечка Лошы, затем по Лоше и Нёману. Аборигены говорят, что в старые времена Шацк был большим городом и назывался Черным Городом или Старым Шацкам». [11]

Много лет собирает и пропагандирует материалы по Узденскому маршруту наш земляк кандидат технических наук В.Н.Киселев. [12] А член Союза писателей Беларуси Дмитрий Леонидович Виноградов фабулой историко-приключенческого романа выбрал поход викингов на Царьград по самому короткому и удобному пути – по Неману через Узденский волок и далее по Припяти в Днепр. [13]

Лошанский фенолог И.Алексейчик говорил про урочище Переволоку, что она идет от времен путешествий «из варяг в греки». На Переволоке было озеро, которого теперь нет. Напоминает о древности этих мест, о бывших  водных путях  и историк-любитель из Заболотья Ф.Бельский.

Подробно географию, топографию мест водораздела между реками Лоша и Шать изучал в тесной связи с топонимикой и курганными захоронениями учитель Хотлянской школы Михаил Константинович Лазарь. [14].

Более четкое представление о домелиоративном состоянии гидрографии данного участка дают топографические карты – 1902 г, Польского Генерального штаба 1932 г., Генерального штаба Советской Армии 1950 г. В пользу Узденского отрезка маршрута свидетельствуют следующие доводы. С географической точки зрения почти посредине района проходит Балтийско-Черноморский водораздел. Он дает начало «Бацькі Нёману», многим небольшим рекам. Когда-то, тут был застенок с характерным названием Пятиреки. Как теперь доказано, в переводе с финно-угорского слово Литва – это «лит» - пять и «ва» - река, вода. Литва означает – пятиречье. Начало исторической Литвы лежало в верхнем течении Немана. Возможно, на его истоках. В пользу этой версии остались местные топонимы – названия деревень Литва, Литвяны, Литовец. Многие белорусские  фамилии имеют происхождение от литовского корня.

В своем устье в Калининградской области России Неман широк и многоводен. А на Узденщине он зарождается. Когда-то он начинался при слиянии рек Неманей и Лоша. Однако широкомасштабные мелиоративные работы привели не только к понижению уровня грунтовых вод, водности рек, но и изменению «адреса» рождения Немана. Неманец был канализирован, его русло спрямили на 5 км и пустили в реку Усу. Таким образом Неман начинается возле деревни Подъельники при слиянии Лоши и Усы.


Рис.2.2. Гипсометрический профиль по линии р.Лоша - р.Шать

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\х.bmp


 На востоке района в болоте возле деревни Гута начинается река Шать, которая неторопливо несет свои воды в реку Птичь, затем в Припять и, наконец, в Днепр. Расстояние от Лоши до деревни Волок на Шати составляет всего 11 км. В результате экспедиции-реконструкции, организованной для обоснования возможностей существования в древности Узденского отрезка «пути из варяг в греки», в котором вместе с учащимися гимназии приняли участие член Союза писателей Беларуси Д.Л.Виноградов,  автор книги «Хотляны» М. К. Лазарь., составлены гипсометрический профиль и карта маршрута.(Приложение 1)

Он начинается на восточной окраине деревни Лоша. Ориентиром являются сглаженные понижения поверхности. На протяжении первого километра относительная высота понизилась на 2 метра. На этом участке предположительно был первый участок переволоки.

Отсюда начинается урочище Перевалока, где когда-то находилось озеро. Через 2,5 км местность опустилась еще на 2 м. Это самое низкое место отрезка пути. Последующий километр местность постепенно поднимается на 2 м – это восточная граница бывшего озера. Через полкилометра самое высокое место маршрута - здесь проходит Балтийско-Черноморский водораздел.

Еще через 0,3 километра прослеживается высохшее русло реки Хотлянки. На этом восьмисотметровом отрезке был второй волок. Полкилометра  наблюдается пологое  понижение на 0,5 м. Здесь  Хотлянка пересекала современную автостраду Минск – Микашевичи. На отметке 59 км от столицы высохшее дно имеет ширину 5 – 6 м. Далее русло прослеживается в направлении д.Бор, Гай. После осушения болот к югу от д. Хотляны в начале 60-х годов прошлого века русло Хотлянки было выпрямлено, и направлено в виде мелиоративного канала в реку Шать в полукилометре к югу от деревни Волок.


Главным отрезком варяжских путей оставались известные с древности волоки. Они приходились главным образом на водоразделы между морскими, бacсeйнами. Непосредственно на волоках суда и товары перетягивались из одних в другие  реки по бревнам – каткам. В отличие от других мест волоки были хорошо заселены. Есть сведения, что они удерживались специальными группами людей – «волочанами», над которыми стояли тивуны. Они обслуживали волоки, собирали за это соответствующую дань. Таким образом, варяги шли по уже освоенной отлаженной системе водных путей.

Народные верования считали волоки местами  нечистыми и проклятыми, где находились могилы лиходеев, злых исполинов. Всякий прохожий тут должен был кинуть ветку дерева, камень, пук сена. И чем больше, тем лучше, чтобы волоки были всегда  возвышенными и сухими. Убирать или раскидывать принесенное считалось большим грехом. Из поколения в поколения передавались легенды о кладах, которые таит эта земля. Воины зарывали свою долю дани или захваченного имущества, купцы – от грабителей в тревожные времена, местные жители – в ритуальных целях,  выражая таким образом почтение Матери-Земле.

В пользу волочного маршрута свидетельствуют и местные топонимы. В двух километрах на север от д. Волок находится д.Толкачевичи.  Вероятно, что для такой тяжелой и сложной работы, как переволока большого "снаряжения”, своих сил у рекоплавателей явно недоставало. На помощь за определенную плату они звали местный люд. Мужчины, которые жили в прилесье, умели рубить лес, делать гати, как раз и подходили для этого дела. Их и прозвали толкачи. По бревнам, по суходолу они перетягивали лодки, перевозили скарб.

Истоки р.Хотлянки лежали возле д. Гостбище. Основа названия – от производной «гость». Учитывая большую протяженность (2—4 тыс. км), путешествие могло и не уложиться в один сезон. Поэтому путешественники иногда зимовали, чаще на местах волоков. Тут заморский гость считался особой уважаемой и всегда чествовался. У него можно было приобрести редкий товар, услышать об интересных дорожных приключениях, о далеких странax. Cо своей стороны гости получали провиант, скупали у местного населения мех, мёд, воск. На волоках, как отмечал Л.В.Алексеев, жизнь  была всегда интенсивнее.


Окончание
Категория: Выток Нёмана. УЗДЗЕНШЧЫНА №6 (март 2013 г.) | Добавил: IstokNemana (12.04.2013)
Просмотров: 6061 | Теги: Путь из варяг в греки: Узденский ва, Узденщина, выток нёмана, Узденский район, исток Нёмана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz